Surströmming - традиционное шведское блюдо, знаменитое своим характерным резким запахом.
Тем не менее в самой Швеции считается достойным угощением и деликатесом.
Его употребление в пищу - настоящий тест на мужество, который делит людей на два лагеря:
истинных поклонников лакомства и его ярых противников.
Заквашивание продуктов - давно известный метод консервирования, существующий не менее 5000 лет. Такие традиции есть в Швеции, Исландии, России и некоторых других регионах Европы, Японии, Китая и Юго-Восточной Азии. На Русском Севере треска солилась в «амбарах», представлявших собой «вырытые в земле ямы с бревенчатыми срубами, крытыми как попало». «В них-то рыбаки беломорские, подобно диким камчадалам, грудами солят свою рыбу, наваливая ею постепенно с уловом полные амбары от земли до потолка. В таких кучах скупо просоленная рыба преет всё лето, а под осень укладывается в мореходные суда, солится при том вторично и отправляется протухлою на архангельский рынок», - сообщает Иосиф Богуслав в своей статье от 1846 года.
Еще в Римской империи было налажено промышленное производство соуса из квашеной рыбы - гарума.
В каменные чаны помещали остатки рыбы, смешанные с солью, чтобы они бродили под солнцем примерно два месяца. Образовывавшаяся на поверхности прозрачная смесь и называлась гарумом. Этот соус входил в состав практически всех блюд римской кухни. После падения Рима, производство гарума пошло на спад. Похожий рецепт приготовления рыбного и устричного соусов существует в наши дни у народов Юго-Восточной Азии.
Очевидно, что и surströmming - блюдо древнего происхождения, но такой метод ферментации получил широкое распространение в Швеции лишь в XVI веке во время военных действий, которые вёл шведский король Gustav Vasa против немецкого города Lübeck.
Мобилизация населения в армию Густава Васы
Поскольку этот крупнейший центр Ганзейского союза контролировал морские торговые пути, в Швеции возникла нехватка импортных товаров, таких как соль, и возник ее острый дефицит для засолки сельди - основного продукта питания того времени. Салаку стали засаливать с меньшим количеством соли, что нарушало нормальный процесс консервирования, и продукт начинал бродить. Рыбу, которую обычно считали испорченной и выбрасывали, в обстановке войны и голода стали употреблять в пищу. Ко всеобщему удивлению, сельдь в бочках оказалась не испорченной, а кислой.
О новом блюде пошли слухи, а поскольку соль стоила дорого даже в мирное время, у бедняков «заквашивание» сельди стало распространённым способом её консервации, особенно в северной Швеции, где свежие продукты были труднодоступны. Таким образом, surströmming, в отличие от многих праздничных блюд, был изначально лишь дешевой насущной едой крестьян и охотников. С XIX-го века традиция подавать к столу surströmming стала проникать и в другие социальные слои общества, постепенно превращаясь из еды бедных селян в изысканный деликатес на банкетах и вечеринках, получивших название surströmmingsskiva.
Долгое время в Швеции действовал королевский указ, согласно которому первую партию surströmming разрешалось выкладывать на прилавки не ранее третьего четверга августа, что являлось гарантией готовности предлагаемой к продаже рыбы. В 1998 г. указ был отменён, однако, Surströmmingspremiären каждый третий четверг августа, по-прежнему остаётся одним из любимых ежегодных народных праздников. А в 2005 году даже открылся первый в мире музей сюштрёмминга - Fiskevistet
https://fiskevistet.se
Surströmming производится в промышленных масштабах вдоль всего побережья северной Швеции, часто на небольших семейных предприятиях в рыбацких деревнях.
Перерыв в работе, Ulvö, 1930-talet
Балтийскую сельдь ловят в апреле, до нереста. Очищенную салаку помещают в емкости, и ферментируют в рассоле с закваской на основе Halobacterium. Качество конечного продукта определяется концентрацией тузлука и температурой, при которой хранятся бочонки. В июле сельдь закатывают в консервные банки и ставят в холодное место, после чего процесс ферментации продолжается уже в металлических банках (что придает им слегка выпуклую форму). Запускаeмый процесс брожения приводит к изменению вкуса, увеличению срока хранения и облегчению переваривания продукта. Проще говоря, ферменты начинают расщеплять длинные молекулы белка, в то время как естественные молочнокислые бактерии превращают углеводы в сильно пахнущие кислоты: пропановую, масляную и уксусную, а также сероводород.
Некоторые описывают surströmming как тухлую рыбу, но по данным национальной продовольственной администрации Livsmedelsverket, это не так - продукт производится в тщательно контролируемом процессе ферментации. Поскольку гниение не происходит, белки не разлагаются на олигопептиды или аминокислоты, и структура рыбы остается прочной и однородной. Ферментация в бочке и банках может длиться от полугода до года, после чего продукт готов к продаже. Истинные ценители, однако, предпочитают улов прошлого года - за это время салака становится нежной и приобретает зрелый вкус.
Surströmmingsskiva в шведском посольстве, Вашингтон
Click to view
Консервную банку следует открывать далеко от стола, соблюдая меры предосторожности - под давлением скопившегося в банке газа, тузлук может забрызгать всё вокруг. Чтобы этого избежать, ее обычно открывают на улице или опустив в ведро с водой. Те, кто впервые присутствует при вскрытии пресервов, обычно в ужасе шарахаются. Один из советов по уменьшению резкого запаха - за полчаса до открывания положить банку в морозильник. Рыба вынимается из банки целиком и разрезается на порции. Традиционно сервируется с tunnbröd - мягким или твердым (хрустящие хлебцы), маслом, отварным миндальным картофелем, измельченным желтым или красным луком, сметаной, тонко нарезанными помидорами, укропом, мелкорубленым чесноком и свежемолотым перцем. Рыбное филе маленькими кусочками кладут на tunnbröd, предварительно намазанный маслом. Туда же - кусочки миндального картофеля и мелко нарезанный лук. Все это сворачивают в ролл - surströmmingsklämma и едят, держа обеими руками.
Click to view
Также surströmming может использоваться для приготовления бутербродов. Сладковатый вкус картофеля и лука идеально нейтрализует резкий, насыщенный вкус рыбы. На севере хлеб намазывают не только маслом, но и мягким сыром из козьего молока - getmessmör. Surströmming хорошо сочетается с холодным пивом и nubbe (шнапс), а так же большим количеством воды, так как блюдо очень соленое. Некоторые гурманы заедают рыбу брусникой и запивают молоком. На десерт особенно хорошо подойдет сладкий десертный пирог.
Среди тех, кто интересуется шведскими деликатесами, surströmming широко известен, особенно в Японии и Германии, где в кулинарии также используется ферментация. Тем не менее, продукт нельзя экспортировать - балтийская сельдь содержит слишком высокий уровень диоксинов и ПХБ, выше разрешенных предельных значений токсинов в рыбы в ЕС. Однако, для Швеции было сделано исключение.
В древние времена такой метод консервации рыбы был распространен по всей северной Евразии:
● В Норвегии рыба, которую консервируют путем ферментации, называeтся rakfisk. Как и салаку в Швеции, там тоже заквашивают рыбу, но только красную, обычно форель. Её ферментируют в течение нескольких месяцев, под прессом, в соляном растворе. В результате запах она имеет очень резкий. Неподготовленному человеку с ним не справиться. В Норвегии промышленная рыба всегда проверяется на ботулотоксин перед поступлением в продажу. Управление по безопасности пищевых продуктов Норвегии считает, что все ракфиски, включая рыбу промышленного производства, представляют собой продукт с риском заражения листериями. Поэтому беременным и людям с ослабленной иммунной системой этот продукт не рекомендуется к употреблению. Однако, норвежцы свой rakfisk очень уважают и сервируют его к столу примерно так же как и шведы surströmming.
● На Фарерских островах популярен ræstur fiskur - ферментированная, вяленая треска или сайда, издающая при варке очень резкий запах.
● Биологи полагают, что гренландская полярная акула способна прожить около 500 лет (если ее никто не поймает). На протяжении веков жир печени акулы был ценным экспортным товаром, а ее ферментированное мясо было важной пищей. Из него готовят традиционное исландское блюдо kæstur hákarl. Сырое мясо этой акулы содержит высокие концентрации ядовитого аммиака, вызывая тяжелое отравление не только у людей, но и у собак. Лишь после продолжительной обработки путём брожения и сушки его можно есть. После заквашивания, акулу моют и развешивают для сушки в открытых укрытиях, чтобы защитить от солнца и дождя. Сушка занимает 2-6 месяцев. Соль или другие добавки не используются. Тем не менее, полностью ферментированная и сушеная акула может храниться при температуре окружающей среды в течение многих лет без каких-либо повреждений. Кæstur hákarl по-прежнему является популярной едой по всей Исландии среди старшего поколения, но ее потребление среди молодежи быстро сокращается.
● Kiviaq - традиционное блюдо, которое в Гренландии едят инуиты в зимний период, особенно на Рождество - возможно, один из самых странных деликатесов, которые едят где-либо в мире. В шкуру тюленя упаковывается до 500 маленьких гагарок. Воздух из шкуры удаляется, прежде чем она зашивается и запечатывается тюленьим жиром. Упаковку прячут в куче камней на 3 месяца, в течение которых птица ферментируются, а затем продукт едят арктической зимой, особенно на праздники. Такой метод хранения и консервации в зимние месяцы спас жизни многих инуитов в крайних северных регионах Гренландии. Kiviaq стал для них необходимым источником витаминов и мяса, когда холодные темные зимы затрудняли поиск еды. До сих пор сохранилась традиция подавать это блюдо в особых случаях, таких как Рождество или дни рождения.
● Cырой китовый жир и мясо, нарезанные кубиками, т.наз. maktak - традиционное блюдо эскимосской и чукотской кухни. Это богатый источник витамина С, что имеет решающее значение для Севера, где такие болезни, как цинга, продолжают сохраняться. Также китовый жир является ценным источником витамина D.