События, произошедшие в далеком 1959 г, анализируются исследователями только через фактические материалы следствия и воспоминания поисковиков. Но доступна для анализа и совсем иная, эмоциональная компонента того трагического похода. Эта компонента стала доступной нам благодаря множеству снимков сделанных в походе самими туристами. Особенно хороши и информативны репортажные снимки Ю.Кривонищенко. Тема перевала не затерялась на просторах желтой прессы во многом благодаря снимкам Юрия. На перевале погиб отличный фоторепортер и на пленках его последний фоторепортаж с уже постепенно затягивающейся «петлей на шее». Юрий чутко реагировал на эмоциональные доминанты в рутине походных событий и мастерски фиксировал их на пленке. Эти кадры дают нам сейчас дополнительную ценную информацию о совсем не простой походной ситуации.
отсюда:
https://vk.com/doc184633937_437013977?hash=abefcd8876802771fc&dl=e25035a256e96ee752Почему не взяли в поход радиостанцию?
С рацией у Дятлова в последнем походе вопрос, скорее всего, решился просто: лишний вес. Да к тому же очень тяжелые батареи питания - не меньше 30 килограммов. Итого с передатчиком килограммов 50. (Николай Андреев)
Связь с группой по рации не осуществлялась из-за отсутствия коротковолновых радиостанций, которые не разрешают использовать в этих целях. (инструктор гор.спорткомитета В.Уфимцев)
М.П: Борис Сергеевич, из записей Вашего походного дневника на Отортен отметила такой момент, вы разжигали костер и долго не могли его разжечь, пока, наконец, не использовали кусок фотопленки. Как вообще в то время обстояло дело с фотопленками для походов в то время, был дефицит? Говорят, что даже использовали нарезанную на куски кинопленку, как фотопленку? Носили ли специально фотопленку для розжига костра в трудных условиях?
Б.Г: Обычная фотопленка в то время совсем не была дефицитом, в отличие от других фотоматериалов, например, некоторых сортов фотобумаги. Другое дело качество, с этим всегда были проблемы. Какой пленкой мы разжигали костер, я теперь, конечно, не припомню.
(Б.Гудков
http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/gudkov.shtml)
По воспоминаниям Б.Бычкова, пленки не проявляли, а сразу начали печатать в лаборатории, куда отвёл их Иванов: На следующий день Е. Чубарев сказал мне, что нас ждут в областной прокуратуре по адресу ул. Малышева, 2б. Кроме нас с Женей был приглашён Юра Юдин, тот, который, сойдя с маршрута из-за болезни, избежал горестной участи. Нас встретил Л.Н. Иванов. Он представился, привёл нас в фотолабораторию и объяснил задание: мы должны напечатать как можно больше фотографий с плёнок участников погибшей группы с тем, чтобы раздать снимки семьям погибших, а также своим друзьям и членам турклуба УПИ. На наш вопрос: «зачем?», Лев Никитич сказал странную, как нам показалось, фразу: «Кое-кто хочет представить, что случившееся - результат неправильного руководства и распрей в коллективе».
В фотолаборатории было знакомое нам оборудование: увеличитель, ванночки, красная лампа, пинцеты. Лежали бумажные пачки проявителя и закрепителя, а также пакеты с фотобумагой формата 9х12. Ю. Юдин с нами работал не долго, только первый прогон всех плёнок. Мы же печатали фотографии два полных дня.
http://uralstalker.su/journal_comments/263 О «проявке» есть только у Биенко, но его плёнки «пропали», остались пожелтевшие фотографии, которые он передержал при печати, по его словам: "c места трагедии Иванов прислал мне в Свердловск самолетом первую же найденную фотопленку из фотоаппарата Юрия Кривонищенко. Ее надо было срочно проявить, и я проявил ее за ночь в своей квартире и отпечатал с нее фотографии последнего дня группы - от утренних веселых сборов до вечерней установки палатки в штормовых условиях. Правда, немного поторопился, плохо промыл бумагу, и теперь фотографии пожелтели."
https://www.kp.ru/daily/26098/2996133 "Прокуратура(!) в далеком 1959 году срочно пересылает самолетом пленки из фотоаппаратов с места преступления(!) для проявления и печатания снимков студентам? Не верю. Скорее, часть фотоаппаратов (или пленок из них) студенты, при обнаружении палатки, забрали себе. А потом вернули владельцам, но уже без пленок." (комментатор)
У Иванова в постановлении (УД лист №385) есть абзац со ссылкой на некий "... фотокадр (сделанный последним)...", из которого Иванов заключает, что снят он был с выдержкой 1/25 сек при диафрагме 5,6 на пленке 65 ед. И "... принимая во внимание, плотность кадра..." Иванов делает заключение о том, что "... к установке палатки туристы приступили около 5 часов вечера I. II.59 г.". Шедевр проницательности, недостижимой даже для такого великого сыщика, как известный всем Шерлок Холмс! А поскольку в реальности Иванов даром ясновидения не обладал, можно сделать вполне обоснованное предположение, этот вывод Иванов взял с потолка своего кабинета.
По фотографиям. В деле вы фотографий не найдете. И в описи их нет. К уголовному делу и к наблюдательному производству в период времени между 25 мая 1974 года и 2 февраля 1996 года были приобщены непонятно на каком основании и невесть откуда взявшиеся: 9 фотографий с мест поиска и 1 фотография палатки (к материалам УД); 27 фотографий с поисков, 2 фотографии "группы в походе", 2 фотографии "из морга", 2 фотографии палатки (к материалам наблюдательного производства). Все эти фотографии в описи уголовного дела и наблюдательного производства НЕ включены. Той самой фотографии, на основании "плотности негатива" которой Иванов столь точно определил время установки палатки, среди этих фотографий вы не найдете. Также, как и негатива, по "плотности" которого Иванов сделал такое потрясающее заключение.
Примите к сведению, что при правильно выбранной экспозиции (при соответствии выдержки и диафрагмы освещенности фотографируемого объекта), все негативы должны получаться одинаковой "плотности". А время фотосъемки по фотографиям может быть определено, и такие экспертизы проводятся (автор данного комментария хорошо знаком с методикой таких экспертных исследований). Но используются для этого совсем другие признаки. Например, размер тени, отбрасываемый освещенным солнцем предметом- здесь точность времени исполнения фотоснимка может достигать десятков минут в пределах часа. Но это -совсем не то, чем занимался Иванов, придумывая свое постановление от 28.05.59.
Надо заметить, у следователя Иванова должен был быть служебный фотоаппарат - ведь он просто был обязан фотографировать! А вы видели фотографии, выполненные Ивановым? Вероятно, нет. И вот когда я это понял - то понял и куда подевались фотографии, сделанные Ивановым. (комментатор)
Номера фотоаппаратов и фотопленок
Золотарёва: №55149239, 27 кадров - фотоплёнка №2 или №4
Кривонищенко: №488797, 34 кадра - фотоплёнка №1
Слободина: №486963, 27 кадров - фотоплёнка №2 или №4
Дятлова: №55242643, ?
С последним фотоаппаратом есть неопределённость: он появился в описи вещей группы лишь в конце марта 1959 г. В описи, составленной прокурором Темпаловым 27-28 февраля 1959 г. упоминаются только 3 фотоаппарата. Четвёртый фотоаппарат появился к концу марта и предположительно, ни одна из представленных Коськиным фотоплёнок не происходит из этого фотоаппарата.
Поскольку фотоаппаратов у туристов было всего 4, а плёнок оказалось найдено, как минимум 6, можно предположить, что кто-то из фотографов отснял больше одной плёнки. В роли "бесхозных" фотоплёнок оказываются №3 из коллекции Коськина с 17 отснятыми кадрами и №6 с 28-ю кадрами.
Очевидно, что №6 была отснята Кривонищенко до выхода группы из Северного-2. А при выходе из посёлка он заменил плёнку на новую, которая и оставалась в фотоаппарате вплоть до момента гибели группы - последний кадр плёнки №6 почти идентичен первому кадру плёнки №1.
Фотоплёнка № 3 не находилась внутри фотоаппарата, а была найдена в палатке, внутри герметично закрываемой банки вместе с ещё 9 фотоплёнками (неиспользованными), рулоном киноплёнки и 700 рублями.
Мог ли отснять эту плёнку Семён Золотарёв?
- Нет, потому что в его фотоаппарате всё время находилась плёнка №2 с 27 "допоходными" кадрами.
Мог ли отснять эту плёнку Георгий Кривонищенко?
- Нет, потому что в его фотоаппарате во время движения группы по льду Лозьвы и Ауспии находилась фотоплёнка №1.
Мог ли отснять эту фотоплёнку Рустем Слободин?
- Нет, потому что в его фотоаппарате находилась плёнка №4, которая содержит снимки, сделанные в том же самом посёлке 41-го квартала, а также кадры, отснятые позже на льду Лозьвы и Ауспии.
Может ли эта плёнка принадлежать Игорю Дятлову?
- Нет, поскольку на четвёртом кадре этой фотоплёнки можно видеть Игоря с фотоаппаратом в руках, причём, не позирующим и явно не подозревающим, что его фотографируют.
Фотоаппарат Игоря Дятлова нельзя связять ни с одной из известных плёнок.
Фотопленку №3 не могли отснять ни одним из известных следствию фотоаппаратом.
То же самое можно сказать и о плёнке №5.
ВЫВОД получается в высшей степени неприятный для всех сторонников некриминальных версий:
число фотоаппаратов, имевшихся у членов группы, превышало 4 фигурирующих в материалах уголовного дела и возвращенных родственникам погибших туристов, что подтверждается известным высказыванием Юдина о том, что фотоаппаратов в группе было больше четырёх - чуть ли не у каждого.
Раскладка фотоаппаратов по принадлежности даёт следующий, в высшей степени неожиданный результат: два фотоаппарата находились в распоряжении Семёна Золотарёва (один из них остался в палатке, второй был унесён в овраг), по одному имелось у Рустема Слободина, Игоря Дятлова, Георгия Кривонищенко и Николая Тибо-Бриньоля (предположительно). Ещё один фотоаппарат на данном этапе может считаться "неустановленной принадлежности", возможно, принадлежащий Зине Колмогоровой. Предположение о наличии у членов группы более 4 фотоаппаратов, обнаруженных следователями в палатке, заставляет задуматься над судьбой исчезнувшей фототехники.
Напрашивается предположение о взаимосвязи или даже взаимной обусловленности этих событий: целый ряд косвенных улик свидетельствует о проведённом в палатке туристов обыске (разбитый светофильтр фотоаппарата Кривонищенко, не до конца подрезанная лыжная палка, короткие разрезы ската палатки, обращённого вниз по склону). Именно во время обыска могли исчезнуть 5-й и 6-й фотоаппараты туристов (предположительно Тибо-Бриньоля и Колмогоровой). Почему четыре других остались?
[Смерть, идущая по следу А.Ракитина:
http://murders.ru/Dyat_gr_41.html]
"Люда Дубинина вошла в туристскую жизнь УПИ буквально с первых шагов учебы в институте. В походах выходного дня она была заводилой по части оргмассовых мероприятий: танцев на льду, веселых игрищ вроде «чехарды», «третьего лишнего» и других. С удовольствием участвовала в агитконцертах, любила песни, умела хорошо фотографировать. В ее туристском активе пройденные лыжные и пешеходные маршруты по Среднему и Северному Уралу, пешеходные маршруты выездного лагеря УПИ на Восточном Саяне" (Евгений Зиновьев) Где фотик Люды и заснятые им кадры?
Сводная таблица по фотоплёнкам с нумерацией по Коськину:
№1: Кривонищенко, 33 кадра (один кадр в середине плёнки испорчен, поэтому считается, что плёнка содержит 34 кадра)
https://yadi.sk/a/g9s_L9bg3VHsa6 №2: принадлежит Золотарёву? (потому, что другая плёнка с 27 кадрами - Слободину), 27 кадров
https://yadi.sk/a/ShDe-ZKF3TYX35 №3: принадлежность неизвестна (скорее всего, Тибо-Бриньоль), 17 кадров
https://yadi.sk/a/EX42WXWu3VHsb7 №4: Слободин, 27 кадров
https://yadi.sk/d/M_8Megqy3TYdRT/Походы/1959/Фото/Пленка%2005 №5: как и №3 - неизвестной принадлежности, 24 кадра
https://yadi.sk/a/BNn2VCj63YQZF3 №6(=№0): 36 кадров хорошего качества, из которых 28 связаны с участниками похода и самим походом. Предположительно, плёнка отснята Кривонищенко и хронологически предшествует фотоплёнке №1 (её следовало бы обозначить №0)
https://yadi.sk/a/UHffzks83VHscv Фотографии россыпью - 8 отдельных снимков непонятной принадлежности (явно связаны с походом, но не связаны с остальными плёнками)
https://yadi.sk/a/H1cR9ZTR3VHsdd Информативный разбор фотографий с логически обоснованными пояснениями от Петра Семилетова:
Click to view
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
- больше по фотоаппаратам, фотопленкам и фотоснимкам с привязкой к месту + документы из УД по фотоаппаратам:
http://9001.lt/1959- любопытный расклад походных фотоснимков из 41-го квартала в хронологическом порядке:
https://ameli-sa.livejournal.com/3799644.html Click to view
О неких "конспироложниках"