Последний день на Днестре был немного волнительным. Столько всего нужно было успеть: посмотреть замок в Чернелице, дойти до последней точки маршрута в этом путешествии - до села Устечко, где у нас забирали взятую в «Белом слоне» напрокат байдарку, найти место для последней ночевки. Тем не менее, мы знали, что идти осталось недолго и ни в чем себе не отказывали. Оставив позади Красную гору, мы двинулись вперед, к селу Хмелева, где расположен еще один пункт привала «Белого слона», отмеченный для туристов беленьким вигвамом на берегу.
Немного дальше по течению, напротив села Литячи, теоретически должна была находится тропа на Чернелицу. Мы искали ее довольно долго, утопая в грязи, но так и не нашли. После фиаско с Соколецкими водопадами, сдаваться еще раз совсем не хотелось, и было принято решение идти по руслу ручейка, который по идее должен был вывести нас к Чернелице.
Кое-как мы выбрались на дорогу, но какую! Размытая, заваленная деревьями и заросшая травой... С трудом пробирались мы к заветному замку, оставив все вещи на берегу. Позже местные рассказали нам, что дорогу сильно размыло как раз за неделю до нашего приезда. Каким-то чудом, мы все таки через два часа безумного маршрута оказались в уютной Чернелице.
И вот они, заветные замковые стены!
Построенный брацлавским воеводой новым владельцем г. Чернелица, обладателем Клеваня и Жукова, польским магнатом Михаилом Юрием (Михал Ежи) Чарторийским в 1659 году, замок был сильно поврежден в 1672 и 1676 г.г. во время войны с турками. Восстановленный вместе с Раковецким замком, он снова помогал полякам в сражениях с османами в 1685-1691 г.г. Это была самая большая восточная польская крепость на правом берегу Днестра. Ян III Собеский несколько раз останавливался здесь перед своими молдавскими походами.
Чернелицкий замок имел острые выдвинутые углы, четырехугольную двухэтажную башню над въездными воротами и стены высотой 6 м, толщиной 2,5 м. До наших дней в хорошем состоянии сохранилась башня и фрагменты замковой стены.
Аж до 19 века владельцам замка оставались поляки. Последние владельцы жили тут до сентября 1939 года. В советское время средневековое здание сделали больницей, и замок начал постепенно превращаться в руину. Сегодня замок в ужасном состоянии, но до сих пор можно разглядеть былое величие и мощь этого оборонного сооружения.
Лучше всего сохранились въездные ворота с башней, фасад которой украшен вырезанным в камне гербом рода Чарторийских "Погоня".
Памятник архитектуры национального значения... стоит, разрушается. Печально и страшно. У церкви 1817 года, построенной на месте более древней деревянной церкви 1712 года, дела обстоят получше.
Большая школа для поселка городского типа. Рядом маленькая часовенка.
Недалеко настоящая жемчужина. Еще одно разрушающееся достояние Чернелицы, Ивано-Франковщины и всей Украины - костел святого Антония.
Построенный за счет Михала Ежи Чарторийскогов в 1659 - 1661 г.г., он был передан в 1664 году монахам-доминиканцам. Костел имел оборонное значение, связанный подземным стометровым ходом с замком, однако был настоящим украшением города.
Костел включили в реестр памятников национального значения в 1961 году, но это никак не помогло его сохранению. Еще в 2005 году у костела была родная крыша, но она сгорела во время пожара.
Чьи это кости???
Сельская романтика. Тележка с номерами, запряженная лошадьми.
Еще два часа назад по разбитой дороге, и мы снова в байдарке, идем по Днестру.
Возле села Михальче - опоры старого польского моста, уничтоженные водой и временем.
А вот и Устечко!
Здесь мы отдали прекрасную байдарку и были любезно подкинуты парнем из "Белого слона" в Нырков, где я уже бывала
в майском путешествии 2016. В этот раз я поближе подобралась к усыпальнице Понинских, построенной в 1835 году.
Налюбовавшись Червногородским урочищем, руинами замка и костела, Джуринским водопадом, мы улеглись спать около Джурина, а утром кое-как начали двигаться в сторону Хмельницкого. Это оказалось очень непросто. Мы еле-еле выбрались из Ныркова попутками и добрались до Товсте, где дела с логистикой обстоят получше.
Тем не менее, мы не успели на поезд, не помню каким образом оказались в Тернополе, вписались к водителю через Блаблакар и приехали с ним в Киев, успев за 10 минут до отправления сесть в поезд до Харькова. Это было экстремально и очень весело. Любомир из Коломыи лучший!