Документальный фильм самого загадочного художника современности оказался совсем не таким, как я представляла. Вместо серьезной картины о стрит-арте перед зрителем предстает сатиричная псевдодокументалистика, в которой легендарный Бэнкси смеется над всеми теми, кто ожидал от работы что-то вроде экскурса в историю уличного искусства и философских размышлений о его роли в современном изменчивом мире. И так как чего-то такого от «Выхода через сувенирную лавку» ожидала и я, ощущение такое, будто художник оставил в дураках и меня лично. Впрочем, получилось это у него совершенно беззлобно и так хитро, что неоправданные ожидания вместо разочарования вызвали восхищение.
Фильм получился и смешным, и печальным. Бэнкси будто в шутку проводит зрителей по закоулкам городов, где начинали первые уличные художники, для которых содержание такого протестного искусства было если не совершенно не важным, то уж точно менее важным, чем само сопротивлением нормам. Он вскрывает фарс происходящих со стрит-артом метаморфоз, прямо заявляя, что уличное искусство вырождается благодаря его ценителям, борцам за свободу самовыражения на стенах, неравнодушной общественности, налаживающей контакт с городскими властями.
И вот уже уличные художники получают разрешение на творчество у властей, тем самым, заколачивая крышку гроба на стрит-арте, как явлении. То, что было языком протеста и борьбы с системой, становится ее частью, становится массовым развлечением для толпы, и вскоре перестает увлекать и шокировать, но покупается на аукционах и украшает выставки. Бэнкси показывает, что именно зрители, привносящие в уличное творчество смысл, не замечают главного в стрит-арте - адреналина и удовольствия от нарушения правил, которые и приводят художников на улицы. И вместо размышлений об изменениях привычных устоев в итоге получается очередное развлечение для толпы.
Более того, стремление обнаружить серьезный смысл там, где его нет в помине, не только обесценивает спонтанность стрит-арта, но и создает возможность для псевдотворчества, откровенного плагиата и эпатажных выходок с целью привлечь внимание незамутненного обывателя. Но самое печальное, что для нас, таких обывателей, разница не велика, а порой даже отсутствует, мы просто ведемся на то, о чем говорят. Границы размываются, и вскоре совершенно непонятно, чем эксперименты Энди Уорхолла с изображениями кока-колы отличаются от подобных манипуляций подражателя с картинками пепси. Философия жеста ускользает от нашего понимания без уважения к дерзости в перекодировке смыслов, смелости нарушать запреты и риска делать что-то новое.
Может быть, ирония нашего свободного времени и заключается в том, что в нем слишком мало возможностей на подобное дерзновение. Все становится лишь очередной симуляцией симуляции. Реальность ускользает сквозь фокус фотокамеры на смартфоне. Она как будто существует лишь для того, чтобы ее в очередной раз кто-нибудь запечатлел и выложил в многочисленные социальные сети. Не зря главным героем кинокартины становится человек, с маниакальным стремлением запечатлеть каждый миг, видящий мир только через видоискатель свой видеокамеры.
Тем ироничней, что «Выход через сувенирную лавку» был номинирован множеством уважаемых организаций в категории документальных фильмов. Документальных, Карл!!! Как же можно было высмотреть этот серьезный жанр в шуточном фильме Бэнкси? В общем, посмеялся художник над нами на славу, может, похохотал с номинаций в голос. Но и внес свое слово в понимание массового искусства и того, как оно таковым становится, определенно. Рекомендуется к просмотру тем, кто не относится к жизни слишком серьезно.