Jul 25, 2019 21:42
Невероятно, но мое первое знакомство с Оруэллом случилось только сейчас. Наконец, я прочитала «1984» и готовлюсь прочитать «Скотный двор». Трудно писать отзыв о культовом романе прославленного писателя, избегая шаблонных высказываний. Это действительно невероятно мощная по эмоциональному воздействию вещь, призванная показать читателю ужасы тоталитаризма в увеличительном стекле. Автор будто вскрывает все истинные мотивы, лежащие за диктатурой любого толка, под какие бы благородные цели они не маскировались. Он доводит жажду власти до конца, до абсолютной конечной цели - господства над как будто бы единственной неотъемлемой человеческой свободой - собственной душой.
До боли знакомы многие отвратительные проявления тоталитарной машины, описанные в романе, ведь через ее жернова прошли миллионы жителей постсовка. Все эти павлики морозовы, хождения с транспарантами, пионерские кружки, плакаты и бюсты вождей, понатыканные в каждое захолустное село, и многое-многое другое. Поразительно, как многие люди (судя по отзывам в сети) в упор не хотят увидеть в романе Оруэлла нашу бывшую большую родину или обязательно отмечают, что все было не так печально и, вообще, это лишь взгляд со стороны, глазами капитализма, а некоторые даже мечтают вернуться в это «славное» время, когда ничто так не грело душу, как любовь к большому брату. Впрочем, это уже лирическое отступление к роману не имеющее никакого отношения.
Хотела бы я сказать, что «1984» - это лекарство от любви к диктатурам любого толка, но жизнь показывает, что роман скорее прививка, которая полностью не гарантирует отвращения к абсолютной власти и отсутствию человеческих свобод, но увеличивается шансы на противостояние вирусам имперских амбиций, штаммам жажды сильной руки, микробам потребностей в чрезмерной опеке государства и инфекциям служения высшим коллективным целям. Стиль Оруэлла показался мне документалистским, и оказалось, что автор, прежде всего, был журналистом. Впрочем, роману это даже к лицу, он читается, как некий репортаж на тему истории и политики, позволяя чуть отстранено смотреть на происходящее, чтобы пережить те ужасы, которые переживает главные герой и, что самое важное, впитать тот отчаянный посыл, который автор вложил в это произведение - допустить подобного никак нельзя. Сильнейший роман, скорее философский, чем художественный, поддерживающий в читателе жажду свободы, не смотря на безнадежное окончание.
литература,
фантастика,
общество,
книги