Nov 14, 2017 15:20
Книга знаменитого специалиста в области детского развития, создательницы нового научного и новаторского терапевтического направления Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития» была переведена на русский язык не так давно, и идеи, давно ставшие классическими в цивилизованном мире, только-только находят почву для укоренения в нашей среде. Наконец, и я познакомилась с методом сенсорной интеграции из первоисточника. Это было непростое, но чрезвычайно полезное чтение, помогающее увидеть проблемы детского развития под совершенно новым углом.
По сути, каждый ребенок стремится развиться. Это заложенная в него природой функция. Какие средства у него есть для этого? Его сенсорика. Взрослыми мы даже не осознаем, какой огромный объем информации перерабатывает наш мозг, потому что в детстве нам удалось автоматизировать множество действий, для которых изначально требовалась масса усилий и огромная концентрация. Мы не задумываемся о преодолении гравитации, а ребенок учится поднимать голову. Мы не думаем о ходьбе, а ребенок постепенно учиться делать шаг за шагом. Мы не анализируем каждое слово, которое произносим, а ребенок трудится даже когда произносит свои первые звуки.
Значение сенсорного опыта в развитии человеческого детеныша невозможно переоценить. Мозг развивается благодаря множеству ощущений, которые он получает из окружающей среды, постоянно совершенствуясь. И это очень важно понять всем родителям, спешащим усадить своих детей за парты, желающим как можно скорей развить их интеллект в ущерб движению, впечатлениям и ощущениям. Но еще важнее эта книга для тех, чьи дети испытывают различные трудности в интеграции собственных ощущений: дети с гиперчувствительностью, дети с нарушенным праксисом, дети с гравитационной неуверенностью, боящиеся активных игр на детской площадке, и многие-многие другие.
Целый спектр странных симптомов и непонятных поведенческих актов, которые часто злят родителей и интерпретируются, как упрямство, непослушание и другие проблемы с характером, предстают в совершенно новом свете после прочтения книги, они объясняются на биологическом уровне, являются признаками того, что ребенку трудно справляться со своим сенсорным опытом, что ему нужна помощь. Конечно же, знакомство с этой книгой чрезвычайно важно для всех специалистов в области раннего развития, даже если они не связаны напрямую с методом сенсорной интеграции. Это не только улучшит понимание проблем, но и даст грамотное обоснование всем сенсорным играм, важность которых для ребенка часто не осознается родителями, приводящими к нам своих детей.
После чтения книги мне захотелось получить дополнительное образование в этой области, но, к сожалению, я пока не увидела, как это возможно в моей стране. В связи с этим фактом все равно безмерно радующее появление комнат сенсорной интеграции теперь вызывает некоторые вопросы о качестве подготовки специалистов, работающих в них. Тем не менее, даже без специализации чтение книги дало мне очень многое, как специалисту, а потому настоятельно рекомендуется психологам, педагогам и всем тем, кто работает с детьми, и, конечно, их любящим родителям.
психология,
литература,
дети,
книги,
наука