Дорогами Украины. Харьковщина. Буды.

Jul 08, 2017 19:25


Перед походом на юг я успела побывать в небольшом, но знаменитом слобожанском поселке Буды. Фарфорово-фаянсовый российский промышленник Матвей Сидорович Кузнецов в 1867 году основал вблизи Харькова новое гончарное производство в местечке с интересным названием Волчья Поляна. Впрочем, скоро появилась железнодорожная ветка Мерефа-Люботин, и Кузнецов перенес свое детище в Буды. 2 мая 1886 года новый будянский завод начал промышленное производство посуды, в скором времени став одним из самых больших европейских производителей фаянса и фарфора. Для своего времени завод был высокотехнологичным - здесь была мощная паровая машина и туннельная печь для обжига.
К началу 20 века в ассортименте будянского завода была тысяча образцов изделий самого разного уровня - от крестьянской посуды до изящного сервиза. Именно в Будах впервые в Российской империи отказались от заграничного сырья и начали использовать местный материал. Еще одной инновацией было применение рисунка, нанесенного штампом с помощью трафарета, вместе с ручной допиской. М.С. Кузнецов получил право ставить герб Российской империи на своей продукции и удостоился звания поставщика двора Его Императорского Величества. Продукция будянского завода была востребована не только в Украине и Российской империи, но и в Германии, Франции, Испании, Турции, Польше. К сожалению, сегодня знаменитый завод представляет собой груду металлолома, а продукцию его можно найти разве что в музеях. В 2006 году завод окончательно обанкротили и постепенно разобрали. На остатки былой славы я и решила посмотреть в Будах.




Подъезжая к центру поселка можно увидеть первые признаки разрушения - часовню Свято-Николаевского храма, уничтоженного в 1930-е, находящуюся в аварийном состоянии.




Я была невероятно удивлена, увидев строительные материалы рядом с часовней.







Еще удивительней было заглянуть внутрь и увидеть леса. Тут уж никак нельзя было отвязаться от надежды, что часовня будет восстановлена.




В целом, Буды весьма симпатичный поселок. В центральном парке можно найти еще один след истории - здание старого клуба. Построенное в 1888 году, оно вмещало в себя школы, библиотеку, театр для служащих и рабочих фаянсовой фабрики. Фотография здания демонстрировалась на Международной парижской выставке 1900 г. Является памятником архитектуры и, по идее, охраняется законом.




Руины завода возвышаются над Будами. Теперь здесь все зарастает травой, ласточки вьют гнезда и выращивают птенцов, ветер гоняет пыль.






















Местами кажется, что завод живой, но что на самом деле размещается сейчас в этих строениях с новыми пластиковыми окнами?










Обошла завод по периметру и нашла неожиданно красивое братское воинское захоронение воинов ВМВ.




Даже больница в Будах связана с известным магнатом и меценатом Кузнецовым. Весь комплекс был построен для работников "Ново-Харьковской фабрики М.С. Кузнецова". Здание будянской больницы является памятником архитектуры и истории и охраняется законом.




Конечно, изюминкой поселка является вокзал станции Буды, построенный в 1870 году. Это одна из старейших станций на Южной железной дороге.




Печальна и показательна судьба будянского завода. Так уничтожалась моя страна. Чтобы не было так, нужно бороться до конца.

производство, фото, туризм, архитектура, путешествие, история, Украина

Previous post Next post
Up