Дорогами Украины. По следам харьковских караимов.

Mar 19, 2017 23:54





Среди различных народов, которые живут в Харькове, есть один интересный крымский народ, оставивший в городе свой заметный след. Этот крымский народ - караимы. В Харькове караимы появились в 40-х годах 19 века, когда в городе активно развивалась торговля и индустрия. Представители этого предприимчивого народа стали пионерами харьковской табачной промышленности. Численность караимов была небольшой - к началу 20 века караимы составляли 0,2% от общего населения города, но их значение в жизни города было значительным. Среди харьковских караимов немало знаменитых деятелей науки, культуры, искусства, педагогов и врачей. И хотя бурная украинская история практически не оставила нам караимского наследия, следы этого маленького народа по-прежнему можно найти в городе Харькове. Давайте немного прогуляемся…

Религиозный центр караимов - кенасса - появился в Харькове, как только в нем появились караимы. В 1853 году была построена первая кенасса на Подольском переулке. Построили ее за счет 36 караимских семей, внесших средства на строительство. Чуть позже, в 1891-1893 году кенасса была перестроена по проекту архитектора Б.С. Покровского близ старого места - на углу Подольского переулка и Кузнечной улицы. Советская власть в 1929 году распустила караимскую общину. В здании кенассы разместился сначала клуб-музей «Воинствующий безбожник», затем автотранспортный техникум, который сменила транспортная организация Хартрансэкспедиция. В советское время внутреннее пространство кенассы было разделено на два этажа, в связи с чем была изменена форма окон и добавлены окна второго этажа, исчезли украшавшие карниз Скрижали Завета, а также ограда вокруг здания. Переулок Подольский превратился в улицу Гамарника. Здание было возвращено караимской общине в независимой Украине, в 2006 году, а сейчас, после Майдана, возвращено и название улочки - кенасса снова стоит на переулке Подольском.




Было у караимов и свое кладбище. Своих умерших они хоронили на купленном общиной участке на Холодной горе. К нему от нынешней улицы Полтавский Шлях вел небольшой переулочек, так и называвшийся Караимским. Увы, сегодня вы не найдете ни караимского переулка, ни караимского кладбища. Кладбище было уничтожено в 30-40х годах 20 века, надгробные памятники разворованы, на месте перекопанных могил устроен сквер с детской площадкой. Я нашла этот сквер. Это легко сделать, если проехаться по Волонтерской (бывшей Социалистической) улице, что на Холодной горе. Вы не пропустите эту арку.




Думаю, что улица Волонтерская разделяет кладбище пополам. С одной стороны находится сквер за аркой, с другой стороны расположилась школа и и школьный стадион.




Караимский переулок теперь всего лишь проезд между многоэтажными зданиями. По собранным в сети сведениям я предполагаю, что Караимский переулок был где-то возле этого нового дома по адресу улица Подлесная 1а.




Обнаружить реальный, но исчезающий след караимов можно в самом сердце города, на улице Гоголя 3, где в начале 20 века было построено караимское благотворительное общество, возглавляемое представителем известного караимского рода С.В. Мангуби. Кстати, фамилию эту можно встретить и по сей день, я знаю о существовании, как минимум одного человека с такой фамилией и не без оснований предполагаю, что человек этот - потомок тех самых Мангуби. Здание благотворительного общества располагалось рядом с католическим собором и лютеранской кирхой - на харьковских улицах мирно сосуществовали представители разных религий и культур. К сожалению, в отличие от прекрасно выглядящего католического собора, здание бывшего караимского общества - это руины, вероятно, доживающие свои последние дни…




Фамилия Мангуби происходит от названия города Мангуп-кале в горном Крыму. Этот город-крепость некогда был столицей средневекового княжества Феодоро, занимавшего горные районы Крыма. В харьковском районе Рашкина дача некогда была улица, носившая название этого известного караимского рода - улица Мангубинская. В этом районе располагались пригородные дачи, в том числе дача этой семьи. В начале 20 века несколько улочек были объединены в одну Ново-Веринскую улицу. В Союзе ее переименовали в честь некого Сергея Лазо, русского революционера, участника гражданской войны в России 1917-1923 годов, а в 2015 улица снова получила свое историческое название. Сегодня это ничем непримечательная улочка. Здесь не осталось старинных дач, только обычные советские постройки. Тем не менее, это по-прежнему частный сектор, утопающий в зелени.













Недалеко от Мангубинской улицы располагался некогда целый небольшой район, называвшийся «Дача Габая», там находился Габаевский переулок и сад Габая. Самуил (Соломон) Садукович Габай вместе с Абрамом Давидовичем Капоном основали в 1864 году табачную фабрику, в последствие перебрались в Москву. В 1883 году на фабрике С. Габай был освоен выпуск папирос с помощью гильзонабивных машин, производительностью до 120 папирос в минуту. В 1920 году фабрика была переименована в табачную фабрику «Ява». Реклама габаевских сигарет украшала многие афиши Российской империи.




Габаевский переулок в советское время был переименован в Квитучий, но сад сохранился до нашего времени, и теперь находится на территории между двумя школами - гимназией на №24 и еще какой-то средней школой. Кроме того, территорию сада заняла сегодня заправка, какие-то офисы и даже, подозреваю, строительство жк "Бестужевские сады".






















Еще одним табачным магнатом, чья фабрика находилась непосредственно в Харькове, был Марк Моисеевич Кальфа - купец 2-й гильдии, крупный караимский промышленник и землевладелец, основатель табачной фабрики "Кальфа". Новое здание кенассы было построено при его самом непосредственном участии. Также М. М. Кальфа жертвовал весьма значительные средства на нужды Александровского караимского духовного училища в Евпатории, реставрацию памятников караимской истории на Чуфут-Кале, постройку там музея караимской истории, в помощь беднякам, караимской богадельне "Ярдым". Вот еще одна рекламная афиша, которая послужит подтверждением забытой истории. К сожалению, мне не удалось узнать, где именно в Харькове располагалась фабрика "Кальфа".




Если от Мангубинской улицы идти по направлению к центру города, то можно выйти на Моисеевский мост, соединяющий берега реки Харьков. Этот мост спроектировал знаменитый караимский инженер Даниил Самойлович Черкез, который был приглашен в начале второго десятилетия ХХ века городской управой Харькова из Крыма. Он построил в городе несколько железобетонных мостов, а еще спроектировал канализационную систему города. По своему профилю он был одним из лучших специалистов в СССР.




Черкез преподавал в Харьковском Технологическом институте, втором технологическом университете в Российской империи, а теперь НТУ ХПИ.










Стоит упомянуть и культурный вклад караимов, к примеру, Михаила Аваха - соавтора либретто и режиссёра-постановщика многих произведений, работавшего в жанре оперетты и оперы. Авах преподавал в Харьковском театральном институте, был главным режиссёром старейшего в Украине Харьковского театра музыкальной комедии.







Позже Авах был главным режиссером Харьковского театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко. Вместе с Л. Юхвидом и композитором А. Рябовым он создал знаменитую оперетту «Свадьба в Малиновке», впервые появившуюся на харьковской сцене в 1937 году. Некоторые его оперетты присутствуют в репертуаре Харьковского театра музыкальной комедии и сегодня.
В настоящее время караимская община Харькова насчитывает около 50 человек. Если вы встретите сегодня человека с фамилией Авах, Алмаз, Бабаджан, Борохович, Григулевич, Ельяшевич, Илик, Койлю, Ормели, Калиф, Кальф, Кальфа, Капон, Кефели, Койлю, Мангуби, Максимаджи, Савускан, Мичри, Танатар, Телал, Тиро, Топал, Туршу, Фуки, Черкес, Шамаш, Экмекчи, Эмельдеш, знайте, что перед вами потомок небольшого, но очень талантливого народа, который прочно вписан в историю Харькова.
В посте использовались материалы с сайта http://karaites.narod.ru/kharkiv.html.

фото, Харьков, культура, история, Украина

Previous post Next post
Up