Харьков - город сумасшедших. По следам Олега Митасова.

May 15, 2016 18:41


В день пуканоразрывательной победы талантливой Джамалы на Евровидении 2016 говорить нужно о творчестве. Но что нам творчество нормальное? Гораздо любопытнее творчество шизофреническое. Харьков - известный город сумасшедших. Да и что это за город, если в нем нет городских сумасшедших? Сегодня одним из самых известных харьковских городских сумасшедших является Модник. Я его спрятала в спойлере для тех, кто звезду не знает. Фото взяла из соцсетей. Этот парень знаменит свой чертовской морозоустойчивостью. Творческого в нем, конечно, мало. Впрочем, можно рассматривать его луки, как дизайнерские )) Но речь не об этой тени настоящей легенды (да простит меня Модник!), речь о самом удивительном городском сумасшедшем Харькова, ставшим культом и городской легендой.
[Лук]




Жил-был странный человек по фамилии Митасов, оставлявший на стенах домов многочисленные надписи с философским смыслом, да еще и в постмодернистской упаковке. Настоящей биографии его никто не знает, наверно, поэтому жизнь Олега Митасова обросла удивительными подробностями. Экономист, директор магазина, автор так и не защищенной докторской диссертации, которую он, якобы, забыл в трамвае, отчего и сошел с ума… однозначно известно одно, Олег Митасов жил на улице Краснознаменной 18, болел шизофренией, исписывал все вокруг невероятными посланиями, в том числе, и свою квартиру, умер в 1999 году, вдохновил харьковскую богему и повлиял на множество поколений харьковских творцов.




Ничто не остается прежним, и улица Краснознаменная, как и весь наш город и многострадальная страна, превратилась в переулок Каплунный, а затем улицу Искусств. Облик города неизменно меняется, и таинственные послания, то ли блаженного, то ли пророка, то ли носившего личину юродивого гения, постепенно стираются с городских стен. Его квартира давно превращена в офис, вещи покойного не сохранились. Жива только легенда. И совсем немного следов ее осталось там, где жил Олег Митасов. С каждым годом следы Митасова бледнеют, закрашиваются.




Новым поколениям остаются только истории. Вот одна из них, написанная Вадимом Новаком, называющим себя митасоведом:
"В любом уважающем себя городе должен быть городской сумасшедший. А иначе это не город, а населенный пункт. За последние 20 лет в Харькове было три культовые фигуры: Гитлеровна, Женщина-с-ведром и Олег Митасов. Была еще «Прудянка № 6», но это жалкое подражание мэтру.
Нет смысла рассказывать историю болезни Олега Митасова. Во-первых, из этических соображений, во-вторых, это тема для узких специалистов. Внешние проявления - вот материал, достойный докторской диссертации по постмодернизму. Харьковчане старше 35 лет должны помнить, как выглядел центр города в 80-е годы прошлого века. «Митасов», «. Век . Вак .», «. Где . На . Земле .» и множество других более сложных и длинных текстов украшали стены домов в Нагорном районе, в районе метро «Советская» и Благовещенского рынка. Попадались письмена Митасова и в других местах города, но значительно реже. Люди, не верить которым у меня нет оснований, утверждали, что видели знаменитое «. Век . Вак .» на дорожном знаке в районе Старого Салтова. Расписывал блаженный не только стены домов, но и собственную квартиру, и личные вещи. Основательно, не спеша. Сальвадор Дали сделал бы себе харакири, если б увидел стиральную машину или пианино Митасова.
[Spoiler (click to open)]
Воспринималось это по-разному: продвинутая публика видела в текстах Олега нечто большее, чем просто буквы. Меня просто сразила фраза «. Сразу . Же . Сужение . Ума .»! Это было как авангардное кино, как абстракционизм в живописи, как стихи Гинзберга и проза Керуака. Особенно впечатляли надписи, сделанные на отвесной стене на уровне третьего этажа. Масляной краской. Без единого потека. И эти точки! Тогда, кажется, слова «интернет» вообще никто не знал, и Митасов не знал - откуда ему было знать! Но писал все через точку. Видать, не зря сильные мира сего любили послушать откровения блаженных.
Публика попроще не видела особой разницы между оригинальным митасовским текстом и классическим пролетарским «Х.Й» на классическом сарае с дровами.
Была идея сделать музей в квартире Митасова, наверняка были попытки выставить его вещи на аукционах и выставках. Все без особого успеха...
Возникает вопрос: а что, собственно, я втолковываю читателю? Что Митасов был гениальным художником? Нет. Гениальным писателем? Нет. А кем? Наверное, тем же, чем «Старый Томас» для Таллинна или «Писающий мальчик» для Брюсселя. Уникальным и неповторимым элементом большого города, чем-то таким, чего больше нигде нет. В идеале. Практика несколько иная. Краска и штукатурка закрыла почти все написанное Олегом на городских стенах. В доме Митасова на первом этаже обосновалась какая-то фирма. Они тоже все заштукатурили. Ну как же, евроремонт, блин! Остается квартира... Там живут родственники. Но и они потихоньку закрашивают стены и выбрасывают на помойку изрезанное ножом и раскрашенное масляной краской старье. Оно никому не нужно - всему свое время. Ветер перемен отшумел и трансформировался в слоган «Завжды кока-кола!» ...Шикарная фраза для окончания статьи, однако! Но продолжу...
Я два раза видел Митасова и один раз говорил с ним. Все помню - слово в слово.
Была весна. Конец апреля. Все уже подсохло, и все уже распускалось. В центре города встречаю двух шалопаев - студентов актерского отделения института искусств (ныне это известные фигуры харьковского телеэфира). Мы были молоды и энергичны, где-то даже развязны, хотелось если не приключений, то хотя бы впечатлений. - «А хотите, я вам покажу дом Митасова?» - «А кто это?» - «Пошли, сами все увидите...»
На улице Краснознаменной, прямо напротив худпрома, мы увидели его. «Ночной художник» держал в руках транспортир, шевелил губами... Явно готовился расписать еще одну стену. Неожиданно один из моих спутников кричит:
- Митасов!
Проходящая мимо гражданка сказала:
- Ребята, не трогайте его, он на днях одну женщину так толкнул, что она в лужу упала.
- Ну и? - спрашиваем мы.
- На следующий день извинился.
Тем временем Митасов подходит к нам. Здоровенный бородатый мужик в рваном ватнике. Мы напрягаемся, как электричество.
- Ребята, закурить не найдется? - попросил он вполне вменяемо.
- Пожалуйста. Как сейчас помню, это был «Космос».
Митасов берет сигарету, прикуривает, затягивается и говорит:
- Курить нельзя? Пожалуйста...
И уходя через плечо добавляет:
- Звезд с неба не срывать!
В Харькове мало архитектурных памятников. И вообще мало памятников. Как-то все серенько, экономно, местами просто по-габровски. Гостям показать просто нечего (ну не оперный театр же им показывать!) Есть, правда, улица Рымарская, и есть улица Дарвина... Ну, трущобы Москалевки... На любителя... Даю еще один адресок: переулок Краснознаменный, 18. Это дом Митасова."







А вот и знаменитый тэг Митасова ВАК . А на другой стене его даже дополнили легендарным ВЕК. Благодаря нему, подозреваю, и сложилась история о докторской. Ведь ВАК расшифровывается, как Высшая аттестационная комиссия. Наверно, Митасов был бы счастлив, доживи он до сегодняшнего дня, когда ВАКа, фактически, не существует. Век ВАК окончен.







Во внутренний двор уже не подберешься. Теперь тут забор.




Забавно, что Митасов как будто не согласен с политическим режимом и обществом, его породившим: "Помогите я не цель, вызываю, огонь, на, себя"; "Ленин зделал всем укол в голову. Где. На земле"




Время стирает все. Рядом со старинными домиками и развалинами возникают новые, преображаются старые. Здесь теперь мало места для митасовщины.










Но новые поколения не дремлют, вдохновляясь Митасовым. Неудивительно и все же прелюбопытно, что шизофреник-творец жил непосредственно возле Академии дизайна и искусств, и теперь сама улица, где стоит его дом, получила свое заслуженное название - улица Искусств.








































Ну, и напоследок, сопротивляясь времени, несколько фотографий потерянного, взятых мной бесстыдно из сети (http://www.liveinternet.ru/community/1937287/post59309703/ и http://www.netlore.ru/oleg_mitasov). Как это было:















































фото, странности, Харьков, легенда

Previous post Next post
Up