Самый провокационный фильм 2002 года, которому аплодировали стоя, и с которого сбегали с первых же 15 минут, засветившийся на Каннском фестивале, попал в мое поле зрения совершенно случайно, но точно не зря. И сейчас я попытаюсь выразить свое впечатление от просмотра этого скандального фильма Гаспара Ноэ. Выключить кино действительно хотелось с первых же минут, настолько гнетущее впечатление производит цвет, звук и даже форма. Позже я прочитала, что режиссер оформил начало фильма низкочастотным звуком, неприятным человеку и действительно стимулирующим людей нервных прекратить просмотр. Призадумавшись, я поняла, что таким образом Гаспар Ноэ просто сохранил в покое душевное равновесие чувствительных особ, которые, выключив фильм или выйдя из кинотеатра, даже не успели увидеть знаменитую сцену девятиминутного изнасилования героини Моники Беллуччи, сыгранную ею с таким правдоподобием, что я еще пару дней после просмотра содрогалась, вспоминая ее. Наверно, в этот момент стоит ответить на вопрос: «Зачем смотреть это чернуху?». Фильм позволяет нам соприкоснуться с изнанкой жизни, с немотивированной жестокостью, оправданной только правом сильного. Это кино - прививка от попыток рационализировать жестокость и найти ей разумные оправдания.
Жестокость может быть абсолютной и совершенно самодостаточной. И встретить такую жестокость где-то в переулках, переходах и на задворках нашей жизни может каждый, просто оказавшись не в том месте и не в то время. Такая жестокость разрушает жизнь, ненавидит красивое, лучшее, чистое. Она хочет уничтожать, утверждаться и осквернять. Жестокость без причин, просто наполняющая осуществляющего ее удовольствием. Гаспар Ноэ не постеснялся поднять очень важную тему, которую зачастую обходят скромным молчанием. Вместе с оператором, заставлявшим камеру все 13 сценок фильма вертеться волчком, он просто затянул своего зрителя в безысходность и необратимость жестокости. Раскручивая последовательность событий с конца в начало, он дает в полной мере ощутить зрителю ее последствия. И это не только чьи-то поломанные судьбы и ответная жестокость, это и полная безнаказанность насильника. Гаспар Ноэ не верит в сказки о торжестве справедливости и карме. Он полон отчаяния и пессимизма. Действительно впечатляющий фильм, оставляющий в душе гнетущий осадок, который не рекомендуется к просмотру людям не резистентным к чернушному кинематографу. Вместе с тем, очень важный фильм, напоминающий всем нам, как хрупка жизнь, и как легко она разрушается людьми, которым ее разрушение доставляет самое высшее удовольствие.