Пятьсот лет назад они не знали, что они белорусы, но их государство было самым обширным в Европе. Когда ни узнали это, у них уже не было государства, и другие считали их то недоделанными русскими, то неполноценными поляками. Но белорусы еще были. Наконец их записали в советский народ. А потом началась война и оккупация. После этого белорусов осталось совсем мало. Сейчас у белорусов есть государство. Но их самих уже не осталось
Приведённый эпиграф это цитата, с которой начинается фильм "Оккупация. Мистерии." режиссёра Андрея Кудиненко. О фильме собственно и буду я дальше писать.
Вообще этот фильм мне посоветовала посмотреть мама. "Там про войну и партизан, но как-то странно, необычно... Обязательно посмотри!" - примерно так она мне говорила. Ну, а маму надо слушаться. Тем более, что она вряд ли бы советовала фильм про "войну и партизан", если бы он действительно не был интересным.
Сначала, конечно, к "Оккупации..." испытываешь недоверие или даже неприязнь: "Ну, что хорошего могут снять белорусы?" Чувство усиливается, когда видишь первые кадры собственно фильма - складывается впечатление, что снимали на фотоаппарат, такого качество картинки. На хороший, но всё-таки фотик. И малобюджетность чувствуется абсолютно во всём - от количества актёров (не хватает массовки, не хватает) до декораций. Эти мелочи, конечно, мешают на протяжении всего фильма, но, постепенно я перестал обращать на них внимание. Здесь главное - история.
По мне так самая сильная сторона этого фильма - сценарий Александра Качана. История последовательно нажимает на белорусский болевые точки: партизаны, полицаи, национальная самоидентификация. И всё это показано... по-другому, чем в привычных нам фильмах о войне. Не шиворот-на-выворот, не специально наоборот, а именно по-другому. И слово "Мистерии" в названии не случайно - в фильме присутствует лёгкая сумасшедшинка, фарс, если хотите. Это и понятно, ведь изначально "Оккупация..." снималась как невинная шутка над порядком истасканной в патриотическом кинематографе партизанской темой. На, кажется, такая "сумасшедшая война" получилась очень уже похожа на настоящую. Полицай, поющий "Я другой такой страны не знаю..." или немецкие солдаты обсуждающие кризис немецкого кинематографа - простые, но понятные образы.
Интересно, что это первый фильм, в котором белорусский язык для меня звучит очень в тему. Не чувствуется той притянутости за уши, которой грешит оппозиция, и которой вызывает изжогу у всех остальных. А ещё в фильме говоря и по-русски, и по-польски, и по-немецки. И всегда в тему, что ли.
Русский партизан Штыркин в исполнении Александра Колбышева - это "типичный русский" в представлении белорусов. Так что россиянам настоятельно рекомендую посмотреть "Оккупацию...", чтобы не заблуждаться насчёт того, как в Беларуси любят русских.
Конечно, от фильма остаётся чёткое послевкусие национализма. Но это не агрессивный национализм "Беларусь для белорусов", а национализм грустный - "что мы не сохранили". При чём, как мне кажется, в фильме правильно расставлены акценты - виноваты не русские с немцами (или кто-то ещё), а только мы сами.
Минусов в фильме, конечно, полно. Кроме уже упомянутой картинки это и отвратительная игра актёров-детей, и общее впечатление скорее телеспектакля, чем фильма. Но, поверьте, хорошо, что фильм снят хоть так, чем вообще ему не было бы. Не шедевр, отнюдь не шедевр. Но это, в моём миропредставлении, настоящее БЕЛОРУССКОЕ кино. И если меня будут просить показать какой-нибудь белорусский фильм, то я буду рекомендовать не "В августе 44-го..." и не "Анастасию Слуцкую", а именно "Оккупацию. Мистерии."
Посмотрите и вы, пожалуйста.
Несколько кадров из фильма: