Несмотря на такую географическую ограниченность, мне кажется, этот текст относится и к пространству всего СНГ. В большей или меньшей степени.
Мне тепло и хорошо.
Вчера собралось несколько человек и
давай обсуждать "Современную музыкальную индустрию. Способы выживания". Результат встречи очень метко описывают слова "Но этот теплый взгляд и какое-то нелепое взаимопонимание так меня греет!", которые можно найти по вышеуказанное ссылке. Да, написаны они были совершенно по другому поводу, но когда после такой, казалось бы, важной дискуссии один из участников может внятно написать только о том, что "я приехала домой да покушала наконец-то, поэтому мне тепло и хорошо", а не о том, что там происходило и до чего договорились - становится грустно.
То что Беларусь это унылое медийное болото (я решил вычеркнуть из своего лексикона слово гавно), в котором тонет вообще все, понимают даже люди очень далекие от местного шоу-биза. Но даже в такой среде постоянно находятся люди, которые верят в собственную исключительность и пытаются что-то создавать, как-то трепыхаться. По идее, прошедшая встреча должна вселить в этих начинающих творцов оптимизм, но именно здесь и кроется главная опастность. Если бы эти несколько человек пообсуждали современную музыкальную индустрию тихонько между собой, поплакали, повосклицали и повосхищались, как советовал Окуджава, а потом довольные друг другом разошлись, было бы просто замечательно. Но дружеская двухчасовая посиделка была
растиражированна в местных СМИ и получила довольно весомый резонанс. Всему этому радуются только сами общавшиеся, обмениваясь в своих ЖЖ розовыми комментариями. Недоуменные вопросы всех остальных, которые никак не возьмут в толк - а о чем собственно был разговор, молча игнорируются.
Ну, ничего, мы не гордые и может полазить по новостным ресурсам, которые сделали выжимку из двухчасового дружеского общения. Оказывается, во всем опят виновато радио и компетенция людей, которые там работают. Вообще по поводу радио было сказано много всяких слов, но на самом деле это все фигня. Слушайте теперь меня.
Где деньги?
Реалии белорусского шоу-биза таковы, что любой исполнитель может заработать только участвуя в корпоративных вечеринках или концертах для различных фабрик и заводов (это такая белорусская специфика). Что, кстати, с блеском доказывают "Дрозды" в своем
интервью. Вас, например, не удивляет наличие разных там Алесь, Смоловых и Хлестов по телевизору и радио, но почти полное отсутствие их афиш и выступлений как таковых? Но ведь они как-та зарабатывают деньги. Именно теми самыми корпоративами. И это, по идее, самые популярные артисты Беларуси! Даже попса не может регулярно гастролировать и проводить концерты! Что уж тут говорить о менее коммерческой музыке? Вот, например, наши
Sex Drive, чем не попса? По-моему нормальная такая европейская поп-музыка. Представляю какой это дикий неформат для нашиз радиов;)
Отвлекусь. Атморави тоже участвовал в этом кругле столе, а за несколько дней до этого
покритиковал одно из немногих оставшихся в Минске мест, где еще могут выступать некоммерческие музыканты. Хозяин заведения обиделся и ближайшее выступление Атморави там
отменил. После чего все организаторы вечеринок встали на сторону Хозяина, а все музыканты на сторону Атморави. Здесь очень хорошо видна следующая реалия бел.ш.биза.
Музыканты - гавно.
Все белорусские музыканты по умолчанию являются гавном. При чем гавном их считаю абсолютно все - от организаторов выступлений, до слушателей, от программных директоров радио до продавцов в музыкальных магазинах. Гавнистее белорусских музыкантов только сборная Беларуси по футболу, но по странному стечению обстоятельств - футболисты все-таки зарабатывают какую-то копейку. В чем это выражается? Да вот, пожалуйста - вас зовут выступать не потому что вы что-то представляете из себя в творческом плане, а потому что делают вам большое одолжение. Потому что все прекрасно понимают, вы на самом деле никому нафиг не нужны. Будет выступать группа "Синий" или группа "Красный" абсолютно никого не волнует. Нет у нас звезд. Без билета, Индига, Клёндайк и прочие-прочие-многие, которые по идее должны быть таковыми и заработали это право многочисленными концертами, имеют всего несколько сотен (если не десятков) поклонников и перебиваются случайными концертами раз в полгода-год. Это я, наверное, от зависти, да?;) И прошу прощения, но я не удержался и опять начал использовать слово гавно.
Получается, что музыканты самое низшие звено в индустрии развлечений и над ним могут поиздеваться абсолютно все. Музыканту остается лишь смиренно выпрашивать возможность где-нибудь поучаствовать, попеть, поговорить. Вот только не понятно ради чего?
Главное - захватить ТВ, радио и газеты!
Самое удивительно, что в Беларуси попасть в телевизор или в газету не так уж и сложно. В связи с переизбытком местных ТВ-каналов и радиостанций и патологической нехваткой хоть чего-то яркого и интересного, в эфир тянут все любое. С ужасом вспоминаю эфиры Штрих-кота, когда я сам участвовал в создании очередной порции фекалий.
Еще одно наблюдение, которое показывает, каким гавном считают музыкантов. Сколько там в Минске радиостанций? Максим, пятнадцать что ли? Ну, еще плюс пять или десять областных. Вот Ирина Львова, программный директор "Авторадио", во время того же круглого стола призывает музыкантов приносить еще и еще музыки. Я
спрашиваю о ее интернет-контактах, а мне говорят - ты чего, милый человек, не можешь в справочной узнать адрес и своими длинными ножками туда пришлепать с диском? Ты че, дылда, ваще выделываешь? Какой такой интернет? Мы солидные радиостанции и принимаем музло только на дисках и в коробочке. Вот она работа программного директора во всей красе! Я то наивный думал, что они хотя бы иногда ищут новую музыку. Неа. Приносити им диск и они сыто отрыгивая и брезгливо прослушивая будут ставить на всем клеймо: "Гавно", "Абсолютное гавно", "Коричневое гавно", "Говняшечка". Ведь мы помним, что все музыканты по умолчанию гавно, так?:) Зачем этому программному директору заходить, например, на Акавиту и переслушивать музыку всех 289 коллективов, сайты которых
там есть? Вспоминать про
MySpace или
Last.FM мне вообще не стоит, ведь эти сайты находятся в другой галактике о существовании которой программные директора минских радиостанции не должны знать по условиям своего контракта. Сколько я находился с дисками по Минску! Только потому что эти уроды на радио не хотят пользоваться благами цивилизации! "Немецкая Волна", BBC, RAI без проблем принимают ссылки на песни и только наши зажравшиеся чмо требуют приносить им в клювиках музыку, чтобы они могли снизойти до нас убогих и выбрать. Слова "уроды" и "чмо" ни в коей мере не относятся лично к Ирине Львовой. Только ко всем программным директорам белорусских радиостанций.
Справедливости ради отмечу, что среди этих противников музыкантов попадаются замечательные и правильные люди. Программный директор "Радио Могилев" Максим Остроухов не только с удовольствием получил песни через интернет, но и оставил только приятные впечатления общением с ним по ICQ. Более того, прислал
график ротации песни "Вечар" у них радио. Было это год назад, но это настолько необычно в наших реалиях, что досих пор вспоминается как нечто фантастическое. Может это потому что Максим сам музыкант? Есть такой проект Zаtoczка.
Ну, и че?
Да, сам не люблю, когда что-то гнобят не предлагая ничего взамен. Я в начале статьи написал, что тот круглый стол на самом деле опасен и даже вреден. Потому что он создает видимость надежды для тех, кто только начинает. Они прочитают отзывы в различных СМИ и по простоте душевной решат, что вот, у нас что-то происходит, музыканты нужны, о них заботятся. Начнут делать все, чтобы попасть на наши радио, в наш телевизор, в наши газеты. И даже попадут! Будут канючить перед организаторами или сами делать вечеринки, на которых и будут выступать. Да, все это будет, но цель будет все так же недостижима, как и в начале. Если, конечно, они не нацелены изначально на новогодние корпоративы;)
И вот через несколько лет они поймут, что здесь они на самом деле никому не нужны и надо было с самого начала ориентироваться на людей, которые живут в 700 километрах в любую сторону от Минска. Это значит, что надо просто забыть о белорусских газетах, белорусском радио, белорусском телевидении и даже не тратить на них ни сил, ни времени. И дело здесь не только в том, что отдачи от них совсем никакой, но и в той легкости, с какой можно туда (на ТВ, на радил) попасть. Вас может ввести в заблуждение эта легкость и вы, будучи еще в стадии фекальки возомните себя бриллиантом, хотя все видят и слышат, что вы фекалька. И вы останавливаетесь, ожидая какой-то неясной славы, в то время, когда все вокруг посмеиваются в кулачок.
Более того, я уверен, что надо ориентироваться на Запад. Там уже, слава богу, интернетом пользоваться научились и любой интересный музыкальный материал воспринимают с восторгом. Мне порой кажется, что у Штрих-кот больше поклонников, которые не понимают русский язык. У вас есть мощный инструмент - Интернет, который может использовать любой музыкант от Ганцевич до Шклова. Да, надо будет потратить не мало времени на поиск нужных сайтов и контактов, но на хождение по минским радиостанциям вы бы потратили еще больше.
Так что все очень просто - надо забыть про свою родную страну и сразу все станет легче и понятнее. Да?;)