Видеоблог!

Sep 03, 2007 12:11

Слово вступительное

Продолжаю серию материалов о разных видах блогинга. Месяца три назад была статья об аудиоблогах или просто подкастах, а этот текст посвящен видео, то есть видеоблогингу. Обращаю ваше внимание, что на страницах этой же газеты Кристофер давно публиковал серию материалов о видео. Настоятельно рекомендую прочитать его статьи, если вы хотите лучше разбираться в технических терминах и вообще расширить свой кругозор. Мой же материал расскажет о том, как быстрее и проще всего сделать интересный видеофильм, который сможет привлечь больше внимания к вашему блогу.

Параллельно с написанием текста я тоже, надеюсь, вместе с вами, буду делать видеофильм. Сначала я думал снимать процесс монтажа, то есть сделать эдакий видеоурок. Но потом понял, что это будет слишком трудоемкой задачей, а с моим перфекционистским подходом - статья и фильм к ней будет создаваться в течение года. Она и так на три месяца задержалась. Поэтому было принято решение просто снять видео обо мне любимом. Таким образом, убивается сразу два зайца - на примере создания конкретного видео рассказывается весь процесс (более того, потом итог можно посмотреть, чтобы убедиться, что слова не расходятся с делом), и я, походя, рекламирую себя.

Почему надо заниматься видеоблогингом?

В самом начале надо для себя решить: а надо ли вообще нашему блогу видео? К сведению, по последним данным, YouTube генерирует 25% всего мирового трафика. То есть людям очень нравится смотреть видео через Интернет. Однако это статистика по всему миру, а что же в наших Палестинах? Для просмотра видео нужен быстрый канал, а по модему и картинки-то не очень посмотришь. А за трафик платить? Но ведь большинство наших блогов ориентировано на жителей бывшего СССР. Но даже у нас время видео пришло, причем еще год назад. Домашние сети расширяются со скоростью сто человеко-компьютеров в день, выход в Интернет для сетян на порядок дешевле. А в Москве цены на доступ в мировую паутину вообще вызывают приступы бешеной зависти и обильное слюновыделение. Так что вам надо четко представлять аудиторию своего блога, может, стоит для начала провести опрос: будут ли ваши посетители смотреть видео. Можно несколько раз опубликовать чужое видео, выбрать популярный ролик на том же YouTube, разместить у себя и посмотреть на отзывы посетителей. Интересно, что сейчас интерес к видео больше, чем к подкасту, то есть вероятность того, что будут смотреть ваше видео больше, чем слушать ваш подкаст. В конце концов, попробовать всегда стоит.

Для видеоблогов, как и для аудиоблогов (подкаст), сразу же придумали свое, короткое название - влог. А все влоги окрестили влогосферой. Кроме того, кем-то придумалось слово "видеокаст", а также "водкаст", но к подкасту новые слова отношения не имеют. Это сокращения от Video On Demand - видео по требованию. Влоги и водкасты означают разные вещи. Влог выглядит как обычный блог, но записи содержат встроенный плеер, проигрывающий видео. А водкаст - это, в первую очередь, RSS-поток.

Инструменты труда

Теперь разберемся с инструментарием. Во-первых, надо чем-то это видео снимать, так? Технический прогресс дошел до таких высот, что снимать видео может любой и почти любым гаджетом, хоть холодильником. Конечно, профессионального качества таким образом не получить, но нам его и не
надо. Для блога хватит видео с разрешением 320x240 пикселов и 15 фреймами в секунду. Все современные фотоаппараты позволяют снимать
видео с такими параметрами и даже некоторые сотовые телефоны! Конечно, никто не мешает вам купить профессиональную видеокамеру, если
деньги жгут карман, но я рекомендую лишние денежные средства просто отдать мне. Кроме того, можно делать видео и без съемки аппаратурой, а
просто делать его захват с экрана. Таким образом делаются все видеоуроки, а программное обеспечение для такой съемки можно найти в Интернете. Например, программа Camtasia, о которой вы могли прочитать на страницах "КВ" в статье Вадима Станкевича. Или более известный HyperCam.

Между прочим, снимать видео случшим качеством, чем 320х240 и 15fps, тоже не плохая идея. Минусы - если у вас не самый современный компьютер, то при обработке изображения могут возникнуть "тормоза", а уж если вы будете применять большое количество спецэффектов, то будете наслаждаться слайд-шоу. Конечно, и при 320х240 видео в редакторе может тормозить, но момент этот наступит гораздо позже. К тому же, все равно видео надо будет рендерить в файл с разрешением 320х240, потому что все видеохостинги показывают ролики именно в таком формате и закачивать в большем формате - лишняя трата трафика и времени. К тому же еще не известно, как потом сервис перекодирует ваш файл. Плюсы же в том, что итоговая картинка, если вы снимали с большим разрешением, будет все равно лучше, чем если изначально видео создавалось в 320х240.

Делать монтаж нашего фильма я буду вместе с вами в программе Sony Vegas. На данный момент самой новой является 7-я версия программы, я делал фильм в 6-й, вам я советую найти такую версию, которая вышла в год покупки вашего компьютера. То есть нам для видеоблогинга не нужно
всех прибамбасов новых версий. Более того, если вы планируете вообще не монтировать видео, а просто по-другому сжать или косметически облагородить (добавить контраста или яркости), то рекомендую пользоваться замечательной бесплатной программой VirtualDub. Но мы с вами сразу берем сложный вариант, когда надо смонтировать и видео, и звук, и фото, и чтобы еще и удобно было.

Последний инструмент, который нам необходим при видеопроизводстве, - кодек. Воспользуемся самым распространенным - DivX. В моем случае это была версия 6.0. Почему именно этот кодек? Потому что тогда у нас есть 100%-ная уверенность, что наш ролик примут на любом видеохранилище. Остальные кодеки вы можете использовать на свой страх и риск. Да, еще нет никаких проблем с mpeg, но все декодеры в mpeg платные. Откровенно говоря, и DivX тоже платный, однако частично, и нам его бесплатных функций хватит с лихвой.

Труженик пера и бумаги

Любое творчество требует подготовки. Я, прежде чем начать писать статью, обязательно накрапаю приблизительный ее план. Да нас всех в школе этому учили. Так и видео требует предварительного сценария. Даже если вы хотите всего лишь сесть перед камерой и сказать три предложения о ситуации в Ираке. Берите ручку и бумагу или открывайте блокнот в винде (в общем, пользуйтесь тем средством записи, которое вам удобно) и начинайте записывать сценарий того, что вы хотите снять. Поверьте, в процессе написания сценария вам обязательно в голову придут новые мысли и лучше обдумаются старые. К тому же таким образом вы как бы со стороны взглянете на свое будущее видео, что может правильнее поставить камеру и людей в кадре. Да-да, это тоже нужно записывать на бумагу. Мой сценарий занял четыре страницы мелким почерком. Вот небольшая выдержка из середины: "Камера в комнате со стороны окна, стоит на столе, направлена в сторону противоположной стены, центровка по краю дивана. Каждый кадр не больше двух секунд до конца процесса. Следующая сцена - камера в руках, я выхожу сначала из квартиры, потом из подъезда. В процессе идет голос за кадром... длина сцены не больше 15-20 секунд". Именно так подробно. Вы должны перед съемкой четко понимать, что вы снимаете и что хотите в итоге получить, а не заниматься импровизацией на ходу. Возможно, сам процесс вам будет интересен, но и итоговый ролик получится интересным тоже только вам. Еще раз повторюсь: сценарий - очень важная часть вашего ролика, это как план для строительства дома. Никто не мешает вам потом в процессе работы вносить поправки в ваш сценарий, но какой-то изначальный, черновой вариант у вас должен быть уже до начала съемки.

Так, для моего фильма я решил, что начинаться он будет моим пробуждением, три раза в нем будет проходить "Тема Хомячков", рассказ обо мне разбавляется видео о людях, которые меня окружают: любимый человек, музыкальная группа, друзья. Повествование идет как голос за кадром. Кроме того, для большей живости были сделаны три песенных эпизода, получился такой полумюзикл. В итоге фильм виртуально разделен на 11 эпизодов: "Пробуждение, утренний туалет и выход на улицу", "Минск", "Оля", "Штрих-Кот", "Как мы сочиняем музыку", "Друзья", "Как я зарабатываю себе на жизнь", "Гениальнейшие статьи", "Прощальное слово", "Финальная сцена и титры", "Хомячки" (вне временной последовательности). Каждый эпизод снимался отдельно, а потом был смонтирован в фильм. Я это рассказываю к тому, чтобы показать пример чистого видеоблогинга. Этот фильм нельзя назвать пригодным для блога, потому что он длинный и нагружен множеством деталей. Но вот если бы я публиковал каждый эпизод по отдельности, предположим, каждые три дня, то я бы стал знатным видеоблогером.

Снимать парад буду я

Сценарий написан, приступаем непосредственно к съемке. Замечательно, если найдется человек, который вам поможет и будет вас снимать. Или же вы решите не показывать свою харизму в ролике и будете снимать кого-то другого. Я же себя снимал сам. Да, неудобно, но вполне приемлемо. Хотя некоторые кадры все же могли получиться лучше, если бы их снимал второй человек, потому что ему сразу были бы видны огрехи во время съемки. Понятно, что каждую сцену надо снимать несколько раз, даже если вы уверены, что первый дубль получился замечательным. Потому как на экране
компьютера видео может выглядеть совершенно иначе и вам опять придется тратить время на то, что вам казалось уже снятым. А так, вам останется лишь из нескольких дублей выбрать самый лучший. Не стоит делать сцены слишком длинными. По правилам клипмейкерства, например, кадры должны сменяться не реже каждых семи секунд. Хоть мы и не снимаем клип, но не должны давать зрителю скучать. Если вам самим скучно смотреть то, что вы сняли, не думайте, что зритель будет менее взыскательным. Безжалостно режьте скучные места, ускоряйте, если слишком медленно, и замедляйте, если быстро. Потому что сумбур напрягает зрителя точно так же, как и вялость. Старайтесь меньше, да интереснее. Хотя мой фильм почти девять минут, что, казалось бы, противоречит предыдущему совету, но, посмотрев его, вы поймете, что пролетает ролик на одном дыхании, а такая большая длина объясняется наличием в нем, в общем-то, несвязанных между собой эпизодов. Но об этом я уже писал выше.

Вообще-то про постановку камеры, правильный свет и прочие операторские секреты можно говорить еще долго, но я не профессиональный оператор и мы делаем ролики для видеоблогов, в которых важно, чтобы хоть что-то было видно, да простят меня идеалисты. Я использовал штатив и старался, чтобы солнце не светило в объектив. Если снималось дома, то включал все лампы и открывал все окна, даже если был солнечный день.Таким нехитрым кустарным методом вы получите достаточно света для своего ролика.

Леша танцует монтаж

Вот у нас в отдельной папочке сложены все фрагменты нашего будущего ролика. Надеюсь, вы уже отобрали лучшие из снятых дублей? Теперь нам надо их красиво соединить вместе, сиречь смонтировать. Запускаем уже установленный Vegas. Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. В зависимости от того, какой аппаратурой вы снимали, у вас будут различные форматы видео. Мой фотоаппарат снимает видео в формате QuickTime, то есть файлы имеют расширение mov. Ваш может снимать и mpeg, и avi, и еще как-нибудь выделиться. Я веду к тому, что, может статься, вам придется устанавливать дополнительный кодек для редактирования вашего видео. Причем это не зависит от того, проигрывается ли видео на вашем
компьютере. Хитрые производители очень любят требовать деньги за возможность редактирования видео, даже снятого купленной вами камерой. Я не могу в статье советовать вам, где именно нужно скачивать кодеки, потому что фотокамер и методов сжатия великое множество, а я один, да и статья не резиновая. Так что поисковики вам в помощь.

Давайте не будем пытаться объять необъятное и сразу признаемся себе - искусство монтажа в Vegas'е требует отдельной статьи. А может, и двух. А может, и трех. Но я не просто так рекомендовал вам это программное обеспечение. Да, профессионалы предпочитают Adobe Premier в связке с After Effects или Pinnacle Studio. Эти видеоредакторы требуют не только мощных компьютеров, но и большого терпения в процессе ознакомления с их функциями. Причем работа в них совсем не интуитивно понятна.

Vegas же - совсем другое дело. Я уверен, что вы сами сможете догадаться, что делать, да и разработчики сделали все, чтобы вы не чувствовали себя чужим в окне монтажа. Если же будет совсем не понятно, что ж, пишите письма, я напишу отдельную статью про монтаж в Vegas'e. Но это, по правде говоря, почти то же самое, что писать статью о создании документов в Word. Вам будет легко и интересно самим разобраться в работе этого видеоредактора.

Оркестр играет туш

Отдельно хочется поговорить о музыкальном сопровождении фильма. На самом деле это тоже очень важная часть создания ролика. Как и в подкастах, музыкальный фон создает настроение. Я сразу для себя определил, что у меня будет звучать фоном либо симфоническая музыка, либо саундтрек из фильмов. Потому что это все было создано специально для оформления настроения, создания правильного антуража. Нам остается только подобрать музыку к нашему видеоряду. Так, для эпизода моих сборов и выхода в Минск я взял музыкальный фрагмент из Пер Гюнта композитора Эдварда Грига. Тот, где гномы идут в своем подземном царстве. По двум причинам: во-первых, эта музыка ритмична и известна, во-вторых, лейтмотивом этого эпизода было то, что в Минске всего 28 солнечных дней в году, то есть и нужна была мрачная подземная музыка. Для эпизода "Написание статей" был выбран "Танец с саблями" Арама Хачатуряна, в данном случае вообще весь эпизод придумывался исходя именно из музыки и в итоге получился "Танец на клавиатуре". Финальная сцена оформлена заглавной темой из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих", которую сочинил Эдуард Артемьев. Она настолько хорошо "встала" на видеоряд, что прям слезу прошибает. Да, в фильме используются и песни, но только потому, что по сценарию должны быть вставки в виде мюзикла. Так, я изображаю Глорию Гейнор под "I will survive", а Ира - сразу всю группу Village People под "YMCA". Кроме того, "Stripped" от суровых немецких мужчин Rammstein замечательно стала подложкой для фотографий хомячков. Я это все рассказываю для того, чтобы вы серьезно подошли к выбору музыки. Успешность фильма, как минимум, на треть состоит из удачного выбора музыки.

Отрендерь меня нежно

Возможно, в процессе работы вам захочется посмотреть, как получается определенный кусочек фильма, или черновой вариант всего фильма. Вы навешали столько эффектов или качество настолько высокое, что фильм в редакторе тормозит. Тогда вам его надо отрендерить в итоговый файл. Если вам надо посмотреть только черновик или фрагмент, то рекомендую рендерить некомпрессированный файл, то есть не обрабатывать его кодеком. Да, файл будет занимать много места (при разрешении 320х240 приблизительно гигабайт каждые десять минут), зато отрендерится он быстро и после просмотра вы его сможете удалить. Рендер находится по адресу File-Render as... Там в template выбирайте Default Template (uncompressed). Если же вы экспортируете чистовик, то есть готовый финальный фильм, то пользуйтесь DivX. То есть опять File-Render as..., а там нажимаем кнопку Custom... Во вкладке "Project" выбираем "Best", во вкладке "Video" выбираем "DivX", а в конфигурации кодека ставьте bitrate based 300 kbit/s. Во вкладке "Audio" выбираем "MPEG layer-3", если у вас в видео только голос, то вам хватит и моно, если же есть музыка, то только стерео. На
самом деле там больше разных настроек, но их можно оставить по умолчанию либо проиграться самим. Те настройки, которые я вам здесь описал, лучше всего подходят для публикации вашего видео в мировой сети.

FLV (flash video) - закрытый (проприетарный) формат файлов, используемый для передачи видео через Интернет. Используется такими сервисами, как YouTube, Google Video, RuTube, "Муви" и др. Файлы в формате FLV можно просматривать в большинстве операционных систем, поскольку он использует широко распространённый Adobe Flash Player и плагины к большинству браузеров, а также поддерживается многими программами для воспроизведения видео, например, MPlayer, VLC media player, и другими программами, работающими с помощью DirectShow.
FLV файл - это битовый поток, который является вариантом видео стандарта H.263. Flash Player 8 и более новые редакции поддерживают потоковое видео On2 TrueMotion VP6. On2 VP6 обеспечивает более качественное изображение, особенно при использовании низкого битрейта. С другой стороны, этот формат более сложен, что может создать трудности при просмотре на устаревших машинах.
Звук в FLV, как правило, закодирован в MP3, однако иногда могут использоваться Nellymoser codec, несжатое аудио или ADPCM аудио формат.
Из существующих плееров, поддерживающих FLV, можно упомянуть: GOM Player, MPlayer, любой плеер, использующий DirectShow вместе с ffdshow.

Мир смотрит на нас

Итак, у нас есть видеофайл. Теперь его надо разместить в Интернете, чтобы не такие гениальные, как мы, могли смотреть наши творения и восхищаться. Вообще видеоблогинг стал популярным благодаря тому, что кому-то в голову пришла блестящая мысль - переводить видео во flash-ролики. По статистике, проигрыватели flash установлены на 97% всех компьютеров мира. Поэтому не надо мучаться с кодеками. В принципе, flash стал таким же стандартом сжатия видео, как и mp3 для аудио. Да, страдает качество, в угоду доступности. После такого изящного решения показ видео на интернет-страницах стал обычным делом - видео не надо скачивать, его можно просто посмотреть. Казалось бы, очевидная возможность, но
только недавно стала реальностью. И почти сразу возник видеоблогинг. Сначала фантазия сетевых Тарковских ограничивалась съемкой  собственной головы, которая произносила скучные монологи, но очень скоро онлайн-видео стало стремительно прогрессировать, и многие видео, созданные непрофессионалами, заслуженно снискали всеобщую популярность. Стоит вспомнить хотя бы наш белорусский хит - танцующего на свадьбе гражданина, это видео в свое время входило в число самых популярных роликов на YouTube.

Те "кто-то", которые придумали переводить видео во flash, это создатели сервиса YouTube. Этот сервис я рекламировал неоднократно, настало время поговорить о нем подробнее. Регистрируетесь и загружаете туда свои видеотворения. Для бесплатных пользователей существует ограничение - видео длиною не больше 10 минут или размером не больше 100 мегабайт. Ограничением это можно назвать с большой натяжкой, потому что вам вряд ли удастся создать такие длинные видеоролики. Загружать можно видео практически всех популярных форматов. YouTube автоматически конвертирует их во Flash Video (.flv) кодеком H.263 и делает их доступными для просмотра в онлайн.

H.263 - это видеокодек, ITU-T, предназначенный для передачи видео по каналам с довольно низкой пропускной способностью (обычно ниже 128 Кбит/с). Применяется в программном обеспечении для видеоконференций. Стандарт H.263 был первоначально разработан для использования в системах, базирующихся на H.324 (PSTN и другие системы видеоконференций и голосовой связи), но впоследствии нашёл применение в H.323 (видеоконференции, основанные на RTP/IP), H.320
(видеоконференции, основанные на ISDN), RTSP (потоковое аудио и видео) и SIP (интернет-конференции).

В принципе, все слова, приведенные выше, относятся и к следующим сервисам, которые, по своей сути, являются клонами YouTube: классический российский клон RuTube; уже упоминавшийся мной в статье про подкасты imeem.com; если у вас есть акаунт на "Гугле", то можно закачать ролик на "Гугл Видео"; таким же образом могут поступить обладатели акаунтов на mail.ru, "Рамблере" и лирушечке). Есть еще много видеосервисов, но этих вам должно хватить на ближайшие несколько лет. Если не хватит, то смотрите на Википедии.

Ну, а мой фильм можно посмотреть либо по ссылке, либо прямо здесь:

image Click to view



Великий режиссер Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
synth@tut.by

От блогера к профессионалу

Если же вам нужны более глубокие сведения о видеомонтаже, то отправляю вас к статьям других авторов КВ:

"Монтаж - дело тонкое" (№39, 42, 44, 46, 48, 52, 2004 год, №;1, 4, 6, 8 за 2005 год). Целая серия из шестнадцати статей Марии Рыжковой, начиная от захвата видео и заканчивая обработкой конечного файла.

"Качественный захват видео на ТВ-тюнере" и вторая часть, а также "Облагораживание звука в редакторе Adobe Audition" - две статьи от Андрея Ачиновича.

"Оцифровываем видео" с помощью Юрия Шульгата, статья для тех, кто пользуется видеокамерами и не знает, как перевести видео на жесткий диск компьютера.

"Mod-ный редактор видео" - о редакторе VirtualDubMod от все того же Андрея Ачиновича.

"Советы по работе с видео" Ивана Василенко.

"Основы цифрового видео" (№26, 28, 29, 30 за 2007 год ) - уже упоминавшиеся четыре статьи Кристофера.

Публикации

Previous post Next post
Up