Одноразовый блокбастер
Приключения «блондинки на розовом танке» завершились
Дружно восхитившись или также дружно поплевав после выхода первой «новогодней» части фантастического экшена Федора Бондарчука «Обитаемый остров», страна на четыре месяца замерла в ожидании. Продолжения ждали все. Те, кому понравилось, хотели получить еще одну дозу кинематографического кайфа. Те, кому фильм показался, мягко говоря, «не очень», ждали реабилитации. Чего? Кто-то книги, кто-то творческого потенциала талантливого сына великого режиссера.
Оговоримся сразу, мы сравнивать фильм и книгу не будем. Соавтор первоисточника Борис Стругацкий лентой остался доволен, считает его режиссерской удачей, отметил хорошую постановку, выделив картины драк и сражений, которые, по его словам, "очень впечатляющие". И в данном случае мнение автора куда важнее, чем мнение орды фанатов. Как бы громко они не вопили.
Итак, история непутевого блондина Максима Каммерера, оказавшегося по воле случая на «вывернутой наизнанку» планете Саракш, получила свое продолжение и, слава небесам, окончание. В апреле жаждущим зрителям показали вторую часть фильма, вышедшую с подзаголовком «Схватка». Сложный, однако, пошел зритель Повторяя слова известного публициста Дмитрия Галковского насчет первого фильма, про второй можно также сказать «скорее «да», чем - «нет». Хотя, откровенно говоря, шумиха вокруг обеих частей «О.О.» выглядит несколько необоснованной. Возможно, лет через сто, когда начнут писать энциклопедию кино всея Руси, «О.О.» и будет назван вехой. Но сейчас это сложно осознать. Почему? Потому что наше поколение выросло не только на отечественном кино. В свое время нам показали «Звездный десант» и «Матрицу», «Эквилибриум» и кусочками «Звездные войны». Наше, повидавшее порядочно сознание, воспринимает дорогие спецэффекты как должное, костюмы как неотъемлемое, гипертрофированное как «киношно»-правильное. Нас уже сложно удивить взрывами и танками, под гусеницами которых померло пара десятков ящериц, занесенных в Красную книгу. Тем более - каким-то супер-пупер фантастическими «би-биками» и «стрелялками». К тому же, в рамках все той же пресловутой фантастичности книга обеспечила создателям фильма максимально благодатную почву. Мир Саракша по своему развитию находится примерно на том же уровне, что и мы сейчас - телевидение, компьютеры, что-то типа GPS и мобильники. А когда понимаешь, как это работает, придумывать, как оно будет выглядеть, значительно легче. За техническую составляющую фильму можно ставить действительно высокие отметки. Отличный звук, приятные пиротехнические шоу, интересные цветовые решения компьютерной графики и моделирования. Как сказал Артемий Троицкий, «все сделано по-честному». Вечный Идиот в халате Прокурора Блондинко в исполнении Василия Степанова, в первой части фильма перманентно улыбавшийся, во второй также перманентно орет и смотрится весьма неубедительно. Хотя если нормального человека из цивилизованного мира, где нет войны и уже никто не умирает, закинуть в этот Ад, он тоже, наверное, перестанет «давить лыбу» и начнет орать налево и направо. Может быть, люди будущего все такие красавцы с глазами куклы Барби (или кавайных зайцев - это кому какая культура ближе), но неужели все такие глупцы? Судя по тому, с каким мастерством из персонажа лепили дурачка (в том числе и за счет этих постоянных улыбок), то прямо как-то грустно становится. Уже в начале второй части, когда собственно и начинается массовая истерия, понимаешь, что хорошего из этого парня не выйдет. Выйдет исключительно месиво кровавое, которое из него сделает некий Странник, он же Рудольф, он же Алексей Серебряков. Перед этим, правда, парниша с голубыми глазами все-таки успеет разрушить все, что можно было разрушить. Серебрякову - отдельный респект. За роль, вообще, и за усмешку в финале, особенно. Еще больший респект Бондарчуку как актеру. Даун-хаусный Идиот пережил «Девятую роту» и вернулся в халате Государственного Прокурора. Как мило. Михаил Евланов в роли ротмистра Чачу просто ужасен. В хорошем смысле этого слова. Про всех остальных героев либо и сказать нечего, либо около того. Доколе? Парадоксально, но учитывая составляющие киноленты (актерский состав, спецэффекты и проч.) при бюджете в $36,6 млн, фильм все-таки не станет хитом. Абсолютного провала в прокате не случится, но сама по себе дилогия вряд ли выйдет за рамки обычного блокбастера «на один раз». И что самое удивительное - причиной этому является отсутствие идеи и цельности. Что, согласитесь, весьма странно для фильма снятого очень близко к тексту книги, ставшей по-настоящему культовой. Наверное, объяснить это можно тем, что литература и кинематография все-таки разные виды искусства. А может быть, нам, как любителям отечественной киноиндустрии стоит просто подождать, когда Федор Бондарчук снимет еще три-четыре - десять подобных «взрывалок-пугалок», а потом устроит настоящий прорыв, представив на суд зрителей не только красивую обертку и детали, но и вкусное, яркое и цельное зерно. Поживем - увидим.