Так случайно вышло, что подряд посмотрел три фильма, "основанных на реальных событиях". Об одном ("Эксперимент-2: Волна") писал ниже, ещё об одном ("Комплекс Баадер-Майнхоф") напишу позже. А вот вчера вечером сел за парту в эстонский "Класс". Незатейливый, но "классно" сделанный фильм. В отличие от родственного "Чучела" Р.Быкова, здесь нет разветвлений основной сюжетной линии - напряжённая, гнетущая атмосфера задаётся первыми же кадрами и скупыми, выверенными средствами поддерживается на протяжении всего действия. Даже несмотря на то, что "закон Чехова" делает финал предсказуемым.
Замкнутая система отрабатывает возникающие внутри неё отклонения не всегда ожидаемым, даже для неё самой, образом. Отверженный и неприкасаемый Йозеф так и дотерпел бы свою роль в классе до выпускного, забросил бы ненавистный ему город и уехал бы в Голландию за новой жизнью, если бы… Если бы однажды вдруг ничем не отличающийся от других его одноклассников Каспар ни прочитал в глазах своей любимой девушки что-то, заставившее его задуматься. С этого всё и началось - стая и её вожак не могут допустить нарушения негласных законов. Нарушивший их сам становится изгоем. Куда ведут и к чему приводят добрые намерения знают все. Так случилось и на этот раз. И приходится решать, можно ли оставлять безнаказанным торжествующее зло, если это зло убивает (если уже не убило) в тебе человека.
Но дело не в сюжете и описании мотивов действия героев, их внутренних преображениях, не в тоталитарности коллектива, не в пробудившемся чувстве собственного достоинства и прочем. В конце концов, ничего принципиально нового здесь не показано - наличие в коллективе "отверженных" типично для всех времен и народов. Любое общество иерархично и в любом обществе есть верхи и низы. Степень проявления этого состояния различны, различен накал страстей, различны и разрывы между ступенями иерархии. Меня в этом фильме больше зацепило два момента. Первый - градус отношения к Йозефу, а также жестокость конфликта при восстановлении нарушенного равновесия. В своём личном опыте нахождения в коллективах различного социального и возрастного уровней я не припомню ничего и близкого к этому. Но личный опыт - не основания для обвинений сюжета в надуманности. В конце концов, та же армии даёт сюжеты и покруче. Больше резануло второе - полная отстранённость учителей от жизни класса. Их роль сведена к отработке своего материала на уроке. От звонка до звонка. И что бы было тихо. Вот тут большой контраст с моим, ещё советским опытом обучения. Учился я отнюдь не в элитной школе, но учителя у нас были квалифицированные и авторитетные. Не только в своих глазах, но и в наших, ученических. Конечно, не всё они знали о нашей жизни. Они очень многого о нас не знали, но я уверен, что конфликт такого масштаба был бы пресечён в зародыше. Каким способом - не знаю, но уверен, они бы сделали это. Потому что они были Учителями и Личностями.
Вообще, в этом фильме все отчуждены друг от друга, ученики - от учителей и родителей, родители учеников - от детей и учителей, учителя - от учеников и их родителей. Все погрузились в собственные проблемы. Даже сплочённость класса - больше зоологическое чувство, чем человеческое. Пройдёт время - разлетятся все и будут блуждать одиноко в вакууме, не чувствуя друг к другу притяжения….. Печально я гляжу подобные фильмы.