Бывают фильмы примерно так на 6.5, которые и плохими не назовёшь, и к отличным не причислишь из-за ощущения недоделанности. Причём, эта недоделанность ощущается интуитивно, как остаточное впечатление, когда и не поймёшь - что тут можно и нужно подкрутить. Так и с двумя первыми фильмами, а вот третий присовокуплю для компании - пускай будут сразу три фильма из Германии. Тройка больше двойки, да и коллектив становится устойчивее.
«По соседству» (Nebenan), 2021, режиссёр Даниэль Брюль
Берлин, престижный (так написано в анонсе, хотя по внешнему виду дома этого не скажешь) район, богатая квартира. Утро. Известный киноактёр Даниэль собирается лететь в Лондон на пробы для съёмок в голливудском блокбастере. То ли от волнения, то ли просто желая заполнить паузу до рейса Даниэль решает заглянуть в соседнее кафе и выпить посошок на дорожку. Не водки, конечно, а чашечку кофе. Я же говорил, что мы в Германии. И тут судьба сводит его с неким Бруно, доселе неизвестным ему человеком лет шестидесяти. Но это для Даниэля Бруно - неизвестный человек, а вот для Бруно Даниэль - открытая книга. И жанр у этой книги вовсе не сусально мелодраматический.
Как очень быстро выяснилось, Бруно живёт в том же доме, что и Даниэль. А из окна Бруно видно всё, что происходит в квартире Даниэля. И когда наш артист дома, и когда его там нет. Кроме того, специфика работы Бруно даёт ему возможность получать дополнительную информацию, а при его навыках работы с данными жизнь семьи Даниэля стала и прозрачной и мутной одновременно. Парадокс информации, однако.
Вот тут, в этом крохотном кафе и проходит практически всё действие. В основном, разговор Даниэля и Бруно, который иногда оживляет своим присутствием хозяйка заведения, да мелькают на третьем-четвёртом плане ещё несколько персонажей. По сути, это пьеса для двоих. Случайный разговор, раскручиваясь, приводит к очень серьёзным изменениям в жизни Даниэля. Ловушки для человека расставлены на всём его жизненном пути, иногда в таких безобидных местах, что обидно (простите) становится, когда такая ловушка срабатывает.
Фильм немецкий, поэтому там, помимо универсальных и понятных для всех проблем, звучат и специфические мотивы. Имею в виду столкновение (слияние, поглощение и так далее) двух культур - культуры осси и культуры весси. Бруно - житель гэдээровского Берлина. В квартире, которую теперь занимает Даниэль, жил его отец, грубо выселенный оттуда после объединения (если называть вещи своими именами, то выброшенный). Район престижный, для такой квартиры нужны большие деньги. Даниэль приехал из Кёльна, у него деньги были. В общем, конфликт осси-весси в фильме присутствует, хотя не он стал основным.
Что отнесу к минусам, дающим ту самую, упомянутую в предисловии неопределённость остаточного впечатления. Скорее всего, это отсутствие в действии хребта, на который нанизывались бы все сцены. Получилось их нагромождение, но вот связки крепкой я не ощутил. Могло быть лучше, но как это сделать - не знаю. Ощущение, что не всё сделано, есть. Тем не менее, не жалею. Призывать искать и смотреть не буду, ограничусь тем, что рассказал о фильме. Всё-таки далеко не все любят такие камерные ленты.
Главные роли сыграли известные мне актёры. Даниэля - Даниэль Брюль, для которого это ещё и режиссёрский дебют. Помню его хорошо по сериалу «Алиенист». А вот Петер Курт (Бруно) отметился в сериале «Вавилон-Берлин», и не только отметился, но и запомнился.
«Королевская игра», 2021,
Австрия. Аншлюс. Германия вводит войска и гестапо задерживает нотариуса Йозефа Бартока, который оформлял сделки для аристократов и который знал номера их банковских счетов, а также коды доступа к счетам. Теперь эту информацию пытаются вытянуть из нотариуса. Его запирают в номере гостиницы и начинают психологически изматывать. Вылепленные из хлеба шахматные фигуры стали единственной отдушиной для Бартока.
Психологическое давление оказалось настолько сильным, что нотариус теряет рассудок и утрачивает способность оценивать возникающие у него в голове картины. Другими словами, с ума он сошёл. Вот такой разодранный в клочья мир нам и показывает режиссёр.
Не понравилась стилистика фильма, тяжеловесная и мрачная. Понимаю, что события и не предполагают иного подхода, но, наверное, мои представления о том, как надо показывать нацизм, отличаются от того, что увидел в фильме. К тому же, Оливер Мазуччи, исполнитель главной роли, внешне напоминал мне сильно загримированного Мадса Миккельсена, что тоже выбивало из колеи внимания.
Это экранизация “Шахматной новеллы” Стефана Цвейга, которую я, в силу невежества, не читал. Есть основания думать, что она окрашена в депрессивные тона, но фильм вряд ли уступает в этом отношении книге.
Странник (Homo Faber), 1991 год, режиссёр Фолькер Шлёндорф
Фильм о любви очень зрелого мужчины и очень молодой девушки. Особенность показа - закольцованность сюжета (первая сцена оказывается и последней в картине), а также использование прыжков в прошлое, из которых мы узнаём, что у главного героя много лет назад был роман, из которого он вышел, а, точнее, выбежал. И последствия того романа аукнулись ему спустя много лет. То есть, речь идёт об ответственности за свои поступки. Что прошлое, в конце концов, настигает беглецов, как не старались бы они спрятаться от него.
Тема возмездия описывается, например, выражением «Бог наказал», или сводится к Року из древнегреческой мифологии. Если ты сам не можешь исправить свои ошибки или каким-то образом заплатить за них, то наказание придёт к тебе от сил небесных. Такая интерпретация возмездия всегда ставит меня в тупик. Почему, чтобы доказать человеку его неправоту, надо издеваться над близкими ему людьми? Они в чём виноваты? Почему они должны стать пешками, которыми жертвуют для победы справедливости? И какая, в таком случае, получается справедливость?
Фильм серьёзный, проблемный. Снят тридцать лет назад, но не устарел. Хотя некоторая архаичность в подаче материала чувствуется. Это и стиль игры актёров, это и чуть более длинные, относительно современного кино, сцены, это и что-то ещё, из чего и складывается кино.
=========================