Закончу свои записки о романе «Анна Каренина» краткими характеристиками на членов дружного и сплочённого коллектива персонажей, принимающих деятельное участие в развитии сюжета, а у тех, которые не показались мне значимыми, прошу прощения за игнорирование. Начну с человека, который меня удивил больше всех. Удивил тем, что оказался совсем не таким, каким он мне представлялся до прочтения и что, скорее всего, было мне навеяно фильмом Александр Зархи. Детали от кино стёрлись, а впечатление осталось, вот с этим сухим осадком я и приступил к роману Толстого. Все, наверное, поняли, что этот человек - Алексей Александрович Каренин.
Толстой изобразил его в двух ипостасях. Во-первых, он крупный петербургский чиновник, винтик в какой-то важной части государственной машины управления империей. При этом, доля известной нелюбви Толстого к государству как бездушному механизму, озабоченного, во многом, своими интересами, далеко не всегда совпадающими с интересами простого, в первую очередь, народа переносится и на Каренина, поскольку он тоже участвует в этом неблаговидном, по мнению Толстого, деле. Карьерные игры, оскорблённое самолюбие проигравшего - такие сцены писатель выписывает если и без антипатии к своему герою, то и без проявления сочувствия. А, между тем, для Каренина в этом заключается чуть ли не весь смысл жизни. И его жизнь в этой ипостаси подчинена правилам, диктующим ему то, что он должен делать в той или иной ситуации. Своеобразная должностная инструкция для человека его статуса, написанная неизвестно кем и с которой его ознакомили, а он теперь без раздумий выполняет все её требования.
Во-вторых, Каренин человек семейный. Как и для первой ипостаси, свои правила существуют и для второй. И в этих правилах прописано, как должен был Каренин реагировать на измену жену. Предлагалось несколько вариантов, но Анна поломала рельсы и поезд жизни Каренина понёсся наперекосяк, по целине. Мало того, что на службе у него не ладится, так ещё и в семье разброд. Два удара, и оба - в самые чувствительные места. С одной стороны его желания, а с другой - «могущество той грубой таинственной силы, которая, в разрез с его душевным настроением, руководила его жизнью и требовала исполнения её воли». И ещё: «... он чувствовал себя бессильным; он знал вперёд, что все против него и что его не допустят сделать то, что казалось ему теперь так естественно и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным». И, всё-таки, он восстал. Правда, восстание было скоро подавлено, но оно же было.
Толстой описывает чувства и поведение Каренина довольно беспристрастно, не давая ему эмоциональных оценок. В романе такая роль поручена Анне, и часто мы видим Каренина её глазами, находимся, в некотором смысле, в заложниках её представлений. А представления эти очень субъективны, и они могут воздействовать на читателя, вовлечённого в облако переживаний Анны. Но человек проявляется в критических ситуациях, и метаморфоза, произошедшая с Алексеем Александровичем, раскрыла его с неожиданной стороны. Решение дать развод Анне мало того, что противоречило его моральным установкам, оно добавляло к его и без того унизительному состоянию необходимость признания своего фиктивного прелюбодеяния. И он был готов принять этот позор, сознавая все последствия как для себя, так и для детей. С разводом, однако, не получилось, и в этом была не только его вина. Ну а затем, раздавленный событиями, он ударился в мракобесие, поддался влиянию бестолковой бабы княгини, но это уже совсем другая история. Жалко, славный был человек Алексей Александрович - перефразирую слегка оценку, данную Хоме Бруту, персонажу одной известной повести, тоже пострадавшему на ровном месте и непонятно за что.
О Вронском мне и сказать нечего - он прост, незатейлив и твёрд, как сабля. Хороший человек, который, следуя светской привычке, закрутил роман с замужней женщиной и сам пострадал от его последствий. Хотя он был инициатором этого романа и, поэтому, его тоже можно назвать виновником случившегося (прямым или косвенным - каждый может решить сам), поведение Вронского в самые напряжённые моменты было честным по отношению и к Анне, и к её мужу. А оставаться таким было не так просто, ему пришлось многим пожертвовать ради любви. Отмечу напоследок одну странную деталь: Толстой раз десять обращал внимание читателя на прекрасное качество зубов Вронского, а хорошие зубы - признак хорошего жеребца. Зачем делал такие намёки граф? Случайно или умышленно?
Стива Облонский - баловень судьбы, всплывающий наверх в любых обстоятельств. Всё ему сходит с рук, момент определяет его действия, и он старается из момента выдавить максимум удовольствий. Лёгкий человек, который проходит по жизни посвистывая и не утруждая себя лишними хлопотами. «Бери от жизни всё» - он следовал слогану Пепси ещё до появления этого напитка. Не стал писать об этом у Каренина, напишу у Стивы. Радость простого физического труда Толстой показал через ощущения Левина. В этом отношении Левину противопоставлены Каренин и Стива Облонский. Толстой намеренно показывает надуманность их работы, и если Каренин считает свою работу важной, то Стиве она вообще безразлична - главное, хороший доход и свободное посещение без чрезмерного напряжения.
Немного о сёстрах Щербацких. Не могу отделаться от ощущения, что Толстой, создавая эти образы, использовал, как модель, свою жену, срисовывая с неё как реальные примеры поведения, так и свои опасения насчёт их совместного будущего. Дело не только в том, что Кити очень похожа на Софью Андреевну в некоторых деталях реальной жизни Толстого и Берс. Всё сложнее. К моменту написания романа между супругами уже пробежала чёрная кошка. Толстой, углубившийся в бездны духовных исканий, не нашёл у жены горячего рвения последовать за ним. Да и как ту следовать, если у них уже пять детей, и заботы о большом хозяйстве? «Анна Каренина» заканчивается сценой, когда просветлённый открывшейся истиной Левин хочет найти понимания у жены, рассчитывая, что они - одно целое и в духовном отношении. Но Кити озабочена более важной проблемой - поставили ли новый умывальник в комнате Сергея Ивановича? Как тут не расстроиться от нестыковки душ? Не исключаю, что в образе Долли Толстой хотел показать, какой станет Кити (а, значит, и Софья Андреевна) через некоторое время, то есть эдакой одомашненной наседкой. Такое сравнение может показаться грубым, но Долли я не хочу обидеть, к ней я испытываю самые тёплые чувства, точнее - сочувствие. Она в романе тоже живая, живее, чем Кити.
И, напоследок, о самом странном персонаже. Странном потому, что это единственный отрицательный герой романа. Кознышев Сергей Иванович, сводный брат Левина и его антипод. Левин всё пропускает через сердце, а Сергей Иванович - через голову. Если Каренин представляет в романе чиновничество высокого уровня, то Кознышев - интеллигенцию. Ко всем своим персонажам Толстой снисходителен, а вот при описании Сергея Ивановича выдержка писателю изменяет, и он всячески старается подчеркнуть бесплодность оторванной от жизни, как её понимают Толстой и Левин, работы. Блестяще образованный, он всегда побеждал Левина в спорах, даже если Левин чувствовал, что он прав. Но для Кознышева важна не правда, а победа, чувство превосходства. Несколько лет он напряжённо трудился над книгой, которая, по его мнению, должна была произвести фурор в образованном обществе, но её даже не заметили. Обидно, понимаешь. Не только в научном плане Кознышев бесплоден, и в любви ему не очень везёт. Намечавшийся роман с Варенькой (ещё одним странным персонажем) окончился ничем, Кознышев дезертировал с любовного фронта, хотя у Вареньки уже был припасён белый флаг, чтобы при первой же возможности сдаться в плен. Увы, Сергей Иванович отвёл свои войска, так и не перейдя в наступление. В общем, Кознышев - персонаж второстепенный, но очень важный для понимания отношения Толстого к подобного рода образованности.
Вот, пожалуй, и всё. Не исключено, что когда-нибудь я ещё вернусь к этому роману, но сейчас хочу поставить точку. Чай, не Толстой, надо знать свою меру. И так накатал пять частей. Книга мощная, кто не читал, советую выбрать подходящее настроение и приступить к чтению. Классиков надо знать.
=============