Швейцарец Ги Меттан написал очень интересную книгу с длинным названием: «Запад-Россия. Тысячелетняя Война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса. Почему мы так любим ненавидеть Россию?». Принципиально нового здесь, пожалуй, нет, но фактологическая основа работы, системность книги и классификация многочисленных проявлений русофобии западными политиками, учёными и СМИ дают информацию для размышлений. Ги Метанн человек Запада, поэтому он видит проблему глазами западного человека, но видит её достаточно объективно. Уделяя русофобии центральное место в своей работе, Ги Метанн рассматривает её в контексте западного миропонимания вообще, то есть как частный случай отношения Запада к своим противникам как реальным, так и назначенным им на эту роль. Полный обзор занял бы слишком много места, поэтому я выборочно обозначу несколько затронутых в книге моментов. Цитаты выделю курсивом. С них и начну.
В сущности, русофобия, в отличие от англо- и германофобии, свойственной французам, сродни антисемитизму - хотя, разумеется, это далеко не одно и то же. Как и антисемитизм, русофобия не является временным явлением, связанным с определенными историческими событиями. Как и антисемитизм, она коренится, прежде всего, в мозгу, независимо от того, как на самом деле ведет себя объект неприязни. Как и антисемитизм, русофобия стремится возвести в принцип отдельные негативные свойства предмета ненависти - в нашем случае, такие как варварство, деспотизм, территориальная экспансия. И тогда ненависть к нации становится вроде бы оправданной.
... русофобия сродни расизму: во что бы то ни стало принизить «другого», чтобы сподручней было над ним властвовать. Именно поэтому русофобия - западное явление. Она оперирует теми же категориями, которые Эдвард Саид выделил в «ориентализме»: подчеркивание разницы, утверждение западного превосходства и использование стереотипов для вынесения суждения.
Почву для русофобии подготовил Великий церковный раскол, начало которому положили события того времени, когда Карл Великий был помазан как император Запада (800 год) и начал оспаривать у императора византийского титул преемника Римской империи. Именно тогда в порядок христианского богослужения были внесены изменения, которые в 1054 году и вызвали окончательный разрыв двух ветвей одной религии. И если бы князь Владимир в 998 году выбрал католицизм, то принадлежность России к Европе не вызывала бы никакого сомнения. Или, всё-таки следует уточнить, не вызывала бы сомнения такой мощности, потому что религия - не единственный фактор, способствовавший появлению русофобии. Хотя бы потому, что с религиозными вопросами тесно переплелись чисто земные - вопрос о власти.
Ги Меттан предлагает подробный обзор принуждения Византии к миру, я же только намекну на один момент. Речь пойдёт о мистификации истории. Для обоснования своих притязаний папы ещё в IX веке сфабриковали документ, известный как Константинов дар, в котором Византия выставлялась узурпатором наследия Римской империи. Почти пять веков этот документ считался подлинным, сыграв важнейшую роль в формировании того, что мы называем Западом. Как говорил один печально известный персонаж современной истории - "главное нАчать". С тех пор искусство мистификации на Западе постоянно совершенствовалось, став настоящим искусством, и вовсе не чистым. Как писал в конце XIX века греческий адвокат и историк Кириакос Ламприллос, у жителей восточной империи сложилось впечатление, что они стали жертвой масштабной мистификации со стороны католической церкви и императора Священной Римской империи. Воспользовавшись поражением Византии, последние не только отвергли все, что привнесла греческая византийская цивилизация в христианскую культуру, науки и искусства, признавая лишь вклад античной Греции, но и переписали историю раскола a posteriori, задним числом. Папа и высшие католические сановники уничтожили одни документы и перекроили другие, чтобы обелить Запад и возложить ответственность за раскол на Византию... Мистификация оказалась настолько успешной, что все католики латинского обряда и западные атеисты теперь убеждены, что откололась Восточная церковь, хотя все было наоборот... ,
Результатом манипуляций стало то, что абсолютно все, так или иначе связанное с Византией, имеет отрицательные коннотации в западном лексиконе и представлениях. Даже название «Византия» свидетельствует о желании принизить жителей Востока, которые никогда не использовали это слово. Сами они называли свое государство Восточной Римской империей, себя - ромеями, а свою столицу - Константинополем, по имени римского императора, ее основавшего. Византия - название небольшого рыбацкого посёлка, на месте которого Константин возвёл город. И, надо заметить, что подобное отношение к Византии доминирует и в нашем, российском, общественном сознании.
Печально известный призыв Drang nach Osten также имеет отношение к расколу церквей. После восшествия на папский престол Григория VII (1073-1085) обращение России в католичество при поддержке немецких феодалов стало приоритетным для Ватикана. Не будем забывать, что одним из факторов, подтолкнувших Наполеона III к развязыванию войны в Крыму, помимо желания взять реванш за поражение своего дяди, Наполеона I, стали настоятельные требования католических епископов-ультрамонтанов. Они поддерживали польских католиков и грезили новым крестовым походом против православных русских.
В отношении Византии и средневековой Руси Европа проявила невероятную историческую неблагодарность. Она не только не вернула свой исторический долг, но и увеличила его, беспрестанно очерняя тех, кто спас ее от завоевания турками и монголо-татарами. Во что бы превратилась Европа, если бы Византия многие века не сдерживала натиск арабов и турок? Что бы с ней стало, если бы монгольские ханы и Золотая Орда не захлебнулись собственной агрессией на русской земле?
А в это время средневековая Европа безмятежно развивалась в культурном и политическом плане, строила соборы, предавалась куртуазной любви и вела утонченные схоластические дискуссии. Не надо забывать и роль массовой эмиграции византийских интеллектуалов в Италию в XV веке, стоявших у истоков Ренессанса.
Не вызывает сомнений, что без Византии не было бы итальянского Возрождения или оно не было бы столь грандиозным. Без Византии и России не существовало бы ни христианской Европы, ни европейской цивилизации. Разве не велик долг современной Европы перед византийскими греками, московитами и новгородцами?
(Продолжение следует)