Музей современного искусства в Стокгольме. 2019 год. 5 октября.

Oct 10, 2019 20:04

          В субботний день соприкоснулся с прекрасным в извращённой форме. Указание на извращённость относится, в равной степени, как к прекрасному, так и ко мне. Ко мне потому, что со слишком большими оговорками воспринимаю то искусство, которое называется современным. Не то, чтобы отрицаю его полностью, но слишком много «произведений искусства» этого направления не могу воспринимать без кавычек. Поэтому не могу считаться культурным человеком в полном объёме, на что и намекнул. В общем, посетил  стокгольмский музей современного искусства. Благодаря Интернету я уже знал, что, помимо основной экспозиции, музей предлагает ознакомиться с работами японского мастера (или мастерицы?) Ацуко Танаки. Вооружённый такой информацией я и направился к условному порогу условного храма условного искусства.

Здание, невзрачное снаружи, внутри оказалось весьма вместительным. Запах кофе и ароматной выпечки уже на входе в музей попытался отвлечь меня от великих дел, но я не за этим сюда пришёл! Между тем, за столиками сидели расслабленные люди и, попивая кофе, а кто и просто так, втыкали в телефоны или всматривались в ноутбуки, читали книги или просто сидели и болтали друг с другом. Чуть подальше обнаружил целую сеть кафе, залы которой также были заполнены народом. Забегая вперёд, скажу, что немногочисленность посетителей в залах с экспозициями наводило на мысль, что основную массу привела сюда не тяга к искусству, а вещи более приземлённые. Дело в том, что сам музей находится в красивом месте, на одном из небольших островов, и после прогулок на свежем воздухе народ просто мог зайти сюда отдохнуть в приятной обстановке. Заметил ещё и несколько небольших комнат для чтения,  похожих на библиотеки, также не пустовавших. Резюмируя, скажу, что атмосфера здесь уютная и располагающая как к отдыху, так и к погружению в мир прекрасного. Вот и начнём в него погружаться.

Итак, Ацуко Танака (Atsuko Tanaka). Интернет не очень богат на информацию как о ней лично, так и о том, что она хотела сказать своими работами. Откровенно говоря, вообще на русском языке сведений практически нет, а то, что она работала в направлении неодадаизма и принадлежала к группе Гутай (Gutai group), лично для меня информация нулевая. Не горжусь этим, но и не расстраиваюсь. Несколько фото её работ. Говорят, что это её самая знаменитая - Electric Dress, представленная на суд зрителя в далёком 1956 году.



        Прочитал, что она надевала его на себя. Но далеко от розетки в таком платье не уйдёшь, или же оно потеряет добрую  половину вложенного в него смысла. Надо понимать, что так оно и должно выглядеть в боевом состоянии.



Тут же и её абстрактные работы. Лично мне напоминает электрическую схему, что видно другим сказать затрудняюсь. Также затрудняюсь сказать, что хотела выразить художница, которая, к тому же, так и оставила эту работу без названия. Как, впрочем, и большинство других своих произведений, которые так и висят с табличками, на которых скромно указано -  Untitled.



Вот ещё. Что здесь зашифровано? «Детский сад, штаны на лямках» - там такие рисунки по стенам развешивают.



Это поярче красками, тем и хороша. Называется Work, но такое название есть и у других её работ, так что, может быть, это такая задумка, простая и со вкусом - «работа» (или другое значение этого слова, на выбор). Достаточно, этим сказано всё.



Другие в том же стиле, поэтому не вижу смысла их показывать, кроме одной, видимо концептуальной, и, главное, намного превосходящее размерами остальные произведения - размером с простынь. Название у меня сразу же подобралось, но озвучивать его не буду - грубовато получилось.



И хватит японского искусства, есть же и другие авторы. Вот здесь фамилия творца не указана, но предупреждение, на всякий случай, сделали



В соседнем зале (я бы сказал комнатке) работы шведского мастера Карла Фредерика Рейтерсворда. Многим он известен своей скульптурой "Завязанный узлом пистолет", которая установлена в Нью-Йорке перед зданием ООН в память о Джоне Ленноне. Но здесь только несколько картин мастера.

«Non Violence» (Ненасилие). Пистолет, всё-таки, намного выразительнее. А это какая-то встреча с белочкой.



И «Gulliver»



Это, к сожалению, была платная часть музейной программы, после чего я перешёл к более приятной части - к бесплатной. Кроме этого плюса, там и работы были поинтереснее. Своеобразной промежуточное звено между абстракциями и реализмом.

В самом начале увидел картину Пикассо - кто-то с гитарой (которую я поначалу принял за автомат). Но это были мало освещённые залы, к тому же там и размеры картин были мелковаты, поэтому сразу перейдём к более крупным формам.
Это Мадонна.



Не помню, как называется



На сцену проецировалось что-то знакомое, подошёл поближе - так и есть. «Аэлита» Протазанова.



«Дом художника». Работа 1942 года, поэтому в правом верхнем углу изображены приближающиеся к свету тёмные силы - три бомбардировщика, опознавательные знаки у которых мне неизвестны (может, так и задумано автором), по три  жёлтых пятна на каждом крыле.



1931 год. Танцы в Телемаркене



1937 год. Гражданская война в Испании, через два года начнётся Вторая мировая. Художник изображает турбулентность, неопределённость того времени, приметы которого предвещают недоброе.



Покажу один из коридоров музея



Выглянем в зеленоватое музейное окошко



Теперь выйдем на улицу. Перед музеем - трансформеры. Эти конструкции медленно вращаются, что-то изображая и символизируя.



А вот ещё одна композиция получила название Рай. Ну что же, придётся поверить - так всё и есть. Композиция большая, поэтому только фрагменты.



Музей современного искусства в Стокгольме


Если выразить впечатления в целом, то они будут скорее положительными, поскольку воздействие комплексное, включающее в себя не только экспозиции, но и атмосферу музея, которая, в свою очередь, не ограничивается только выставочными залами. Что же касается самих экспозиций, то залы современного, но не абстрактного искусства меня не разочаровали, хотя мощи воздействия ощутить не довелось, а что касается абстракций, то тут дело хуже. Понимаю, что это бизнес, что в этом мирке крутятся вполне ощутимые деньги, и что значимость произведения определяется ценой, заплаченной за него на аукционе (или в другом подобном месте). Ну и престижем «произведения», который создаётся достаточно искусственно. Что взлетают наверх вещи, которые господин назначил любимой женой выталкивают туда силы, управляющие конвертированием абстракций в реальность. Реальность в долларовом эквиваленте. И в эквиваленте увесистом. Всё так, и знаю, что есть поклонники не только среди покупателей и продавцов, но и среди обычных людей. Но себя в эти ряды я пристроить не могу - душа противится.
=========

Искусство, Стокгольм, Швеция

Previous post Next post
Up