За последнюю пару месяцев смотрел не только французское старое кино, но и до нашего добрался. О первом, «Про Клаву Иванову», скажу совсем коротко - неплохой, трогательный, хотя и достаточно стандартный советский фильм о не очень удачной девичьей судьбе. Главную роль молоденькой девушки сыграла Наталья Рычагова. Я видел много фильмов советского времени, в которых снимались актёры, в настоящее время уже умершие, но вот щемящее осознание того, что пройдёт время, и вот эта юная, только вступающая в жизнь девушка, играющая Клаву Иванову, после этих съёмок успеет не только состариться, но и умереть, с такой остротой посетило меня, пожалуй, впервые. Смотришь кино, а чувство нет-нет, да и нахлынет. Ужасающая парадоксальность безжалостного времени.
А вот второй фильм, «Дом и хозяин», оказался посложнее.
Действие картины «Дом и хозяин» начинается в 1947 году и длится около десяти лет. В самом начале в родную деревню с войны (как я понял, из плена) возвращается Егор Байнев - мужик с характером, который иногда, в крайних его проявлениях, называют говнистым (не за столом будет прочитано). Послевоенная деревня без мужских рук, без техники, разрушенная и разбитая во всех смыслах. И нищета - ни дом построить, ни корову купить. И появляется в голове у Егора мысль уйти из колхоза на вольные хлеба, за длинным рублём, как тогда говорили. Надо ведь детей поднимать, хозяйство обустраивать. Только вот время шло, а Егор так и мотался по стране, ограничивая связь с семьёй денежными переводами. Потому что, если хорошо искать, то можно найти места, где рубль становится всё длиннее и длиннее. В общем, накрыла Егора страсть к деньгам, замутила голову, поцарапала душу. Надо сказать, что даже эта обычная для советского искусства тема реализована в фильме своеобразно и без перехлёста в критическую сторону. Я бы даже сказал, что уклон скорее в психологию - показана реакция человека на внешние условия. Это не означает, что главная мысль картины такова: вот, гады, до чего довели хорошего человека. Такую мысль, конечно, можно вывести на первый план при наличии желания, но это будет слишком убого. Надо всё рассматривать в целом, в единстве и борьбе противоположностей. Борьбы индивидуального и общего, Егора и государства, и, как это ни странно, Егора и его семьи. Странным может показаться потому, что именно забота о семье выбросила Егора из родной среды, но эта забота стала для него стволом, на котором выросли уродливые ветки.
Режиссёр Будимир Метальников, поставивший ещё и «Молчание доктора Ивенса», более известен как сценарист очень неплохих картин - «Алёшкина любовь», «Простая история», «Женщины» и так далее. «Простую историю» с Ноной Мордюковой и Михаилом Ульяновым («хороший ты мужик, но не орёл»), наверное, помнят многие. Вот такое же погружение с сельскую жизнь и в этом фильме. Погружение со знанием дела, с тонкостями и особенностями именно того времени, а не набор картинок о деревне вообще. Получилась многоплановое, интересное кино, которое и познавательно, и имеет художественную ценность. И очень странно, что я впервые услышал о нём только в этом году.
==========