Образцовый западный фильм на тему «была ли жизнь за железным занавесом». Или так - можно ли это существование назвать жизнью. Всё снято по канонам западной пропаганды, не фильм, а художественная иллюстрация к учебнику истории. Таким должен видеть нас западный обыватель и, скажу по секрету, такими должны видеть себя и мы. Внедрению подобных образов в сознание помогает и отечественная культура. К счастью, пока ещё не тотально, но достаточно громко и заметно.
Американская шпионка Катя получает задание сблизиться с молодым советским дипломатом Сашей, втереться к нему в доверие и, втёревшись, овладеть его сердцем и секретной информацией. Но, процесс втирания вынудил её перейти грань, отделяющую имитацию чувств от их искреннего переживания. Если коротко, то она влюбилась в объект. Объект стал любимым человеком, ради которого она готова на всё.
Началась эта история в 1959-м году, когда Катю вывели на Сашу, и закончилась в 1962, когда Саша убегает в США. Это один слой, а второй - начало перестройки, слом занавеса и легализация в России сашей и подобных ему борцов с коммунизмом . А теперь немного подробнее о реализации, то есть о тех самых штампах, которые и стали основой фильма.
Даже не знаю, с чего начать. То, что СССР показан страной, в которой власть и её карающий орган в лице КГБ всесильны, жестоки и беспощадны, говорить не надо, без этого у них фильм не фильм. О том, что водка у нас заменяет все напитки, тоже все знают. Пьют весь фильм, пьют мужчины, пьют женщины, если бы действие разворачивалось в детском саду, то и там, наверняка, воспитатели ещё за завтраком раздавали бы бы детям стаканчики водки с сухофруктами. Вот и у нас первое знакомство Кати и Саши (так, по мнению режиссёра, русские всегда обращаются друг к другу: Катя, Саша, Миша, а к незнакомым - «товарищ») начинается с того, что на одной вечеринке (по формату напоминающей американское пати, только более убогое) Саша для закрепления знакомства по русскому обычаю предлагает Кате водку и она с удовольствие потягивает её из гранёного стакана. Кате вообще в этом плане досталось: она пьёт водку и с Сашей, и с Мишей. Вот кадр её встречи с Мишей, видна его рука, которая передаёт ей почти полный стакан водки с идеологически выдержанным названием «Товарищ».
Вот кабинет начальника Саши в МИДе, на стене в раме висит то ли знамя, то ли плакат «Мы придём к победе коммунистического труда». Тут же, под знаменем, статуэтка Ленина и минибар, к содержимому которому частенько прикладывается этот начальник. Кстати, о начальнике. За то, что его подчинённый сбежал в США, начальника повесили. А что же с ним ещё делать? Не по головке же гладить? Не уследил.
Но вообще, по делу, если не повесить, то посадить лет на несколько его вполне могли. И не за побег подчинённого, а за бардак в работе. Саша свободно носит домой чемодан, полный документов с грифом «Совершенно секретно». А там уже наготове агент Катя. Пока Саша готовит на кухне курицу, Катя знакомится с содержимым чемодана. Да, о курице. Москва, 1959 год. «Ты купил ЦЕЛУЮ курицу? Это не каждый может себе позволить!», ужасается девушка расточительности будущего мужа.
Это, конечно, не все клюковки, но хватит, ограничусь этим. Ну и естественно, помимо Кати, все наши американские партнёры, как и положено по канонам, носители всевозможных положительных качеств, а одну из главных героинь, для полной победы сил света, сделали лесбиянкой. Правда, смущает немного внешний вид Саши, которому к началу перестройки должно было быть лет шестьдесят, но выглядит он лет на пятнадцать старше. Очевидно, там, в динамичном обществе, год идёт за полтора.
В общем, такая развесистая и, за отсутствием оригинальности, довольно скучноватая клюква. Но любопытная, с другой стороны. Давно я не смотрел фильмы в этом жанре. Заштамповано, но если штампы работают, то почему бы не поэксплуатировать их ещё раз? При этом, не потревожишь лишний раз чувствительную душу западного зрителя. Спите спокойно, господа-товарищи, будить вас не будут.
=====