О поездке в Новгород, который когда-то давно был Великим

Jun 16, 2016 22:08

       
В 1240-м году новгородский князь Александр Ярославович со своей конницей продвигался к месту битвы со шведами со скоростью 80 километров в сутки. Такая скорость была вызвана военной необходимостью, а вот скачи он по своим служебным делам в нашу нынешнюю столицу, ему можно было бы и придержать коней. От Москвы до Великого Новгорода около 550 километров. Думаю, до Москвы бы он добирался пару недель. С тех пор много воды утекло в реке Волхов, не меньше прошло и времени: со свистом летели года, степенно топали века - и вот уже двадцать первый на дворе. Подумалось, что современные транспортные средства должны обеспечить как достойную скорость перемещения из пункта М в пункт Н, так и сопутствующие комфортные условия. Выбор пал на РЖД - один локомотив этой организации вмещает в себя столько лошадиных сил, сколько не набралось бы, пожалуй, во всей Новгородской республике времён Александра Невского. РЖД на самом деле оказались мощнейшей системой, способной организовать своим клиентам путешествия не только в пространстве, но и во времени. В качестве бонуса, наверное.

.          Вагон скорого поезда Москва-Великий Новгород не просто вагон, это машина времени. Вошёл и попал в СССР годов эдак 80-х, а то и 70-х. И внешне ничего не изменилось, и запахи те же, и даже проводница  тоже оттуда: миленькая девчушка с морально устойчивым выражением лица, на котором крупными, хотя явно не просматривающимися буквами написано предупреждение «До свадьбы ни-ни»! Чем-то напоминающая героиню Евгении Симоновой из фильма «Афоня». Хотя, та, кажется, была не проводницею, а дочерью проводницы? Да и в качестве иллюстрации принципа «до свадьбы…» - тоже не совсем удачный пример? Но, всё равно, должно быть понятно, о чём я. В общем, прошло лет тридцать-сорок, а в этом замкнутом пространстве, на первый взгляд, ничего не изменилось. Зато изменилось на второй: стоили поезду тронуться, как сразу же стало понятно, что в вагоне используется естественная вентиляция с использованием невидимых глазу отверстий в окнах, в результате чего стало не по-детски холодновато. К тому же, среди ночи я начал понимать, что мой матрас начал проявлять признаки жизни и самостоятельно продвигаться к выходу из вагона, пытаясь незаметно сползти с полки. Осмотр показал, что не только мой, но и ещё два его полосатых собрата на других полках в купе последовали его примеру. Преступный сговор, не иначе! К счастью, пассажиры были опытны и падений тел  с разных высот удалось избежать. Но это ещё не всё! Забывшись на некоторое время в чутком сне, я почувствовал, что от меня начинает убегать не только матрас, но и одеяло. Тихонько так, осторожненько. Открыв в удивлении глаза, рассмотрел в полумраке ночного вагона какую-то бабульку, тихонько тянувшую к себя выданное мне на время поездки средство утепления. На мой в предельно корректной форме выраженный вопрос, она извинилась и пояснила, что, мол, ошиблась. Спите спокойно, добавила она и растворилась в пространстве вагона. Утром от других пассажиров я услышал, что эта бабулька ночью озябла и решила пройтись по вагону в поисках потерявших бдительность пассажиров, дабы незаметно для них стянуть с них одеяло и согреть своё остывающее тело. Удачной ли была её охота, сказать не могу.

Но дорога была не целью, а средством. Нас интересовал господин Великий Новгород, краткие впечатления о котором я опишу сейчас, а позже, когда найду время отобрать фотографии, проиллюстрирую рассказ и картинами местной жизни. Точнее, видами города, которые свелись у меня, в основном, к фиксации сохранившихся памятников старины. А впечатления таковы.

Новгород оказался гораздо меньше, чем я себе его представлял перед поездкой. Всего 210 тысяч жителей, что для областного города маловато. Во всяком случае, у нас в не самом населённом городе Подмосковья столько же. Правда, площадь у Новгорода существенно больше, что связано и с историей его застройки. Во время войны город был практически стёрт с лица земли и по плану известного архитектора Щусева (среди его работ есть и Мавзолей В.И. Ленина) при восстановлении запрещено было возводить многоэтажные дома. Точно не могу указать количество допустимых этажей, но в центре и на самом деле всё приземисто и, что удивительно для сегодняшних дней, не было замечено следов точечной застройки повышенной этажности. По тому же плану за пределы города должны быть выведены промышленные предприятия. Насколько я понял, это ограничение в конце концов было нарушено, во всяком случае известное в СССР НПО «Волна» находилось явно в черте города. Теперь крупный центр  радиоэлектронной промышленности перепрофилирован, в соответствии с духом времени, в торговый центр. С чем можно поздравить и десять тысяч работников объединения, получивших свободу и право выбора (о вариантах выбора распространяться не буду, да и не знаю, как всё это выглядит в новгородских условиях). Сейчас крупнейшим работодателем в городе является компания по производству минеральных удобрений «Акрон», обеспечивающая то ли 30% рабочих мест, то ли 30% поступлений в бюджет (не расслышал слова экскурсовода, но понял одно - это крупнейшее производство города и, наверное, всей области). Работает там более 15 тысяч человек, а это немало и для крупных городов, что уж говорить о двухсоттысячнике.

В целом же регион дотационный и в иерархии субъектов Российской федерации пристроился в нижних рядах вместе с Вологдой и Псковом. Тем не менее, непосредственно в центре города, не занимаясь целенаправленным поиском, несколько раз выходили на районы аккуратненьких коттеджей, что наводит на мысль, что некоторая часть новгородцев живёт на вполне приличном уровне. А некоторая - на вполне неприличном. Поговорить с местным населением не удалось, но один случайно подслушанный разговор дал полезную информацию для размышлений. Новгород местами совсем тихий город, поэтому легко стать невольным слушателем частных бесед. Так всё и случилось. Из катящейся навстречу группы из трёх-четырёх велосипедистов вылетал громкий голос мужчины в рассвете сил, то есть лет тридцати пяти, который рассказывал своим друзьям о споре со своим работодателем. Тот обещал ему десять тысяч рублей, а по факту решил платить восемь. Возмущавшийся выглядел очень прилично, я бы даже сказал интеллигентно, поскольку в своём монологе не выходил за рамки, очерченные словарём Ожегова. Десять тысяч рублей - и цены, мало отличающиеся от подмосковных, а, возможно, и от московских. Обобщать не буду, но приблизительную оценку уровня доходов более-менее значительной части местного населения на основании этих цифр я бы сделал. А как же коттеджи? Ну, есть же в Новгороде и бизнес, и чиновники, и бюджет тоже есть. Да и сколько их, коттеджей? Сотня-другая? Ладно. Меня это волнует гораздо меньше, чем то, что мне просто режет глаз и о чём я «не могу молчать»!

Конечно, значимость нынешнего Новгорода, по сравнению с его ролью в истории старой России, уже не та, но следы былого величия сохранились, и сохранились в большом количестве. Это не только Кремль, но и множество церквей самых разных времён постройки. Это могло бы стать отличной базой для создания мощного туристического бизнеса. (В духе времени сделаю акцент на слове бизнес, отставив на второй план познавательную и образовательную сторону доставшегося Новгороду богатства). Всё ли сделано для привлечения туристических денег? С сожалением вынужден констатировать - далеко не всё. Что касается Кремля и его ближайших окрестностей, то здесь всё достаточно неплохо. А вот общее состояние города оставляет желать лучшего. Это дороги, тротуары, дома, которые своей разностильностью и тусклыми красками слишком часто образуют архитектурную и цветовую какофонию. И даже буйная летняя зелень деревьев и трав скрыть её не в силах. Городу необходим план, собравший хотя бы старую часть города в единый комплекс. Не мешало бы переоборудовать одну из улиц в пешеходную по примеру московского Арбата, например. Благо, такие улицы в наших городах теперь не редкость, а польза от раскрепощённой атмосферы, царящей там, в деле приманки гостей  велика. Многочисленных ларьков с сувенирами уже недостаточно, надо продвигать вперёд визуальные образы, дать место уличным художникам и артистам. Сейчас туристы есть: были замечены несколько групп из Китая, а также по одной из Германии и какой-то испаноговорящей страны. Но это жиденький ручеёк, который просто необходимо превратить в полноводную реку, а условия для этого есть. Понятно, что под это требуется финансирование, но таков закон - чтобы что-то заработать, необходимо что-то вложить. И тут трудно пройти мимо одного эпизода, который промелькнул по телевизору примерно за неделю до нашей поездки.

В новостях показывали штатную встречу Путина с каким-то лицом, на которое я тогда не обратил внимание, да и в голоса не вслушивался. Ухватил только, что докладывают Президенту о намерении открыть мемориальный комплекс Рахманинова, всем своим видом намекая, что неплохо бы подкинуть на это дело деньжат. Путин, насколько я помню, кивая головой, ничего не обещал, но неявно дал собеседнику сигнал - денег нет, но вы там держитесь. Только подъезжая ранним утром к Новгороду, из разговора с соседом по купе я понял, что просителем был новгородский губернатор. Вот что я хочу сказать по этому поводу.

Зачем при сложившейся ситуации нужен этот комплекс? Память композитора увековечена прекрасным памятников у стен Кремля. Сделайте лучше город притягательнее для туристов, а с ними пойдут и деньги. Вот потом и думайте о музыке. В часе езды от Новгорода находится Старая Русса - городок, связанный не только с самим Достоевским, но и с местом действия его романа «Братья Карамазовы». Есть дом-музей писателя и небольшой участочек около него, но не видно толп посетителей - тишь, гладь, да божья благодать.  Почему губернатор решил, что народ валом повалит в рахманиновский комплекс? Почему не проверить возможности туристов на примере Старой Руссы? Обозначить маршруты передвижения героев романа, узловые точки, расширить «зону XIX века».  Нет ничего. Стоит где-то на отшибе полуразрушенный  дом Грушеньки, и всё. Вбухаете кучу денег в новую стройку, а ходить туда будут три человека в месяц. Неправильно всё это.

Это не обличительный текст, это вылилось чувство огорчения за нереализованные в Новгороде возможности. А город мне понравился и в таком состоянии, до сих пор я ещё там, хотя прошла почти неделя, как скрылся он за лесами-болотами. Обидно и за город, и за державу.
=====

Новгород, Между прочим, Путешествия

Previous post Next post
Up