Два фильма про войну.

Apr 11, 2014 21:08

           Два относительно старых фильма на тему распада Югославии. Режиссёры сами по происхождению из этой бывшей страны, поэтому тема им ближе и понятнее, чем голливудцам. В фильмах нет массовых сражений, только одна, кратковременная стычка в начале первого фильма, а затем действие скатывается в траншею и там же заканчивается. Во втором тоже нет боевых действий, но стрельбы и явным образом проявляемых страстей и  драматизма авторы заложили побольше.
           Ничья Земля
         2001 год, Босния-Герцеговина, Франция, Словения, Италия, Великобритания, Бельгия. Режиссёр и сценарист Данис Танович (Босния и Герцеговина).

События 1993-го года в Боснии Герцеговине. Боснийцы против сербов.
Трагикомические ситуации войны. Стреляют друг в друга люди, ещё вчера мирно уживавшиеся вместе. А при случайной встрече у сегодняшних врагов сразу же находятся общие знакомые из той, мирной жизни. Но мир разрушен и теперь они враги, каждый со своей правдой. Показалось мне, что авторы сделали боснийцев привлекательнее, чем сербов. Немного человечнее, что ли. И совсем мало симпатий вызывает лицемерие миротворцев ООН и представителей системы средств массовой информации. Сбалансированный, гармоничный фильм об ужасах войны, показанный без ужасов. К сожалению, он известен гораздо меньше, чем «Амели», хотя в тот год именно «Ничья земля» получила и Оскара, и Золотой глобус, обойдя на вираже Амели.

Спаситель

1998 год, США, режиссёр Предраг Антониевич (Сербия)

Здесь гораздо больше ужасов, больше крови и жестокости. Обозлённые,
временно озверевшие люди расправляются со своими жертвами в извращённо-садистской форме. Страшны все - и сербы, и хорваты, и мусульмане, но, опять же, сербов показывают больше и уже поэтому их  поведение запоминается сильнее. Инородным телом смотрится главный герой, хотя на него и повешен весь сюжет. Слишком уж стандартен этот носитель американской кинематографической матрицы - и внешностью, и человечностью.  Несмотря на то, что и он убийца. Но даже убивает он не так, как югославы, а либо в состоянии аффекта и последующим за ним душевным опустошением, либо после длительных моральных колебаний. Но, в итоге, изначально заложенный в него гуманизм берёт вверх и он делает то, что и должен сделать в кино истинный американец. Брюзжу я потому, что вполне можно было обойтись без этой сюжетной линии, отчего фильм только бы выиграл. Но что сделано, то сделано. И сделано неплохо, хотя «Ничья земля», на мой взгляд, стоит на уровень выше тем, что несёт в себе антивоенный заряд, а «Спаситель» таких чувств не вызывает. У меня, по крайней мере.

Оба фильма рекомендую к просмотру и, думаю, что лучше будет, если приобщиться к ним без длительной паузы. Для сравнения и лучшего погружения в атмосферу.

Кино

Previous post Next post
Up