«Мертвая петля» и еще три фигуры высшего пилотажа

Sep 09, 2013 21:00





Ровно сто лет назад - 9 сентября 1913 года, в 6 часов 15 минут вечера в Киеве, русским летчиком штабс-капитаном Петром Николаевичем Нестеровым было положено начало высшему пилотажу (сложному пространственному маневрированию летательного аппарата). На киевском Сырецком военном аэродроме командир отряда 3-й авиационный роты, воплотил свою мечту - на самолете «Ньюпор-4», с двигателем 70 л. с. Нестеров выполнил полную мертвую петлю огромного диаметра (полет по замкнутой кривой в вертикальной плоскости), став основоположником высшего пилотажа.


Само название «мертвая» петля фигура получила из-за того что долгое время была рассчитана только на бумаге. Хорошо образованный, обладающий фундаментальными знаниями в математике и механике, имея опыт пилота, бесстрашный Петр Николаевич разработал теоретическое обоснование возможности выполнения глубоких виражей. И поднялся в воздух над Сырецким полем, доказывая свою идею о том что «в воздухе для самолёта всюду опора», на стареньком летательном аппарате без специальных приспособлений, даже не пристегнувшись ремнями безопасности! И оказался абсолютно прав - в верхней точке «петли» Нестерова прижимала к сиденью центробежная сила, поэтому он не выпал, как ожидали некоторые, а благополучно приземлился. Удивительный летчик, герой Первой мировой войны штабс-капитан Нестеров погиб в 1914 году, став первым пилотом, применившим в бою таран.




Современные ассы авиации выполняют фигуры еще более сложные, чем рассчитанная и продемонстрированная когда-то Петром Николаевичем Нестеровым «мертвая петля». Вспомнаем фигуры высшего пилотажа.

«Мертвая петля»

Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

image Click to view



«Кобра»

В 1987 году Герой Советского Союза летчик-космонавт, Заслуженный летчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк в результате ошибочного действия при отработке техники выведения самолета из штопора исполнил фигуру «кобра». Это произошло в подмосковном городе Жуковском, на аэродроме ЛИИ им. Громова. Волк еще много раз повторил кобру в своих следующих полетах на СУ-27,  совершенствуя выполнение, а затем обучил  Заслуженного летчика испытателя В. Г. Пугачева. На авиасалоне Ле-Бурже, в 1989 году Виктор Георгиевич исполнил фигуру перед потерявшей дар речи от увиденного публикой, после чего во всем мире ее стали называть «кобра Пугачева».

Выполняя кобру самолет резко задирает нос назад (сильно запрокидываясь), сохраняя направление полета, при этом СУ-27 выходит на угол атаки в 110°, а СУ-37 - до 180° (т.е летит хостом вперед) и затем, без потери высоты возвращается в нормальный режим полета.

image Click to view



«Колокол»

Фигура, которую долгое время не могли выполнить на реактивных самолетах - только на винтовых. Первые реактивные самолеты освоившие «колокол» были советские истребители СУ-27 и МиГ-29 (теперь ее выполняют и американские истребители). Первым на самолете Л-39 эту фигуру продемонстрировал летчик-инструктор первого класса В. В. Соболев.

Самолет носом верх находится на нулевой скорости и проседая вниз, опрокидывается носом вниз, подражая раскачке языка колокола. После прохождения нулевой скорости, при падении на хвост скорость имеет отрицательную величину, а когда опрокидывается носом вниз, скорость увеличивается до скорости вывода самолета в горизонтальный полет (на время прохождения нулевой скорости самолет становится незаметным для радаров).

image Click to view



«Чакра Фролова»

Впервые была продемонстрирована Героем Российской Федерации, заслуженным летчиком-испытателем СССР Евгением Ивановичем Фроловым.

«Чакра Фролова» - разворот в плоскости тангажа (углового движения летательного аппарата) на 360° с минимальным радиусом - то есть своеобразный воздушный кульбит самолета. При выполнении «Чакры Фролова» самолет делает «мертвую петлю» очень маленького радиуса, на очень малой скорости полета, (практически разворачиваясь вокруг своего хвоста).

Эту фигуру можно выполнить только на самолетах с отклоняемым вектором тяги (устройство позволяющее отклонять вектор тяги во всех направлениях - за счет изменяемых размеров критического и выходного сечения в его канале происходит ускорение потоков газа). К таким летательным аппаратам относятся СУ-37 (на котором «Чакра Фролова» была впервые выполнена), Су-30МК и МиГ-290ВТ.

image Click to view


Источник

события, история, авиация

Previous post Next post
Up