Есть такая телега, что, мол, не нужно бояться незнакомого дела - "Титаник" построили профессионалы, а Ноев ковчег - любитель. Жизненные примеры показали мне, что заинтересованный любитель может сработать гораздо лучше, чем профессионал, поскольку первого обычно интересует процесс, а второго - сумма гонорара. Люди учатся с раннего детства самым разным вещам, не имея никаких навыков обучения: ходить, говорить, есть ложкой, и еще много чего. Причем эти "простейшие" вещи, которые знают и умеют практически все, одинаково хорошо получаются и у профессора математики, и у дворника.
Во время школьного обучения довольно тяжело держать внимание на какой-нибудь унылоте. Да, понятно, что когда-нибудь придется сдавать экзамены, могут спросить, могут поставить плохие отметки, но вся эта мотивация по большей части построена на страхе, что далеко не всегда мотивирует заниматься, иногда страх парализует и наоборот мешает. Иногда страх действует от противного: "вы меня не заставите", хотя заставляющие вроде как вторичны, подразумевается что обучение необходимо в первую очередь учащемуся. На практике этой связи нет. Сознанию далеко не всегда удается мотивировать подсознание, и внимание расползается, а урок пролетает мимо.
Самым интересным вещам, которые реально мне пригодились, я научился совсем не там и не так.
Например, хочет человек выучить расписание поездов, напала на него такая блажь. Идя "школьным" путем - нужно купить расписание, и читать его по кругу, пока в глазах не начнет рябить. Однако внимание непременно начнет отваливаться - стойкий зубрила продержится относительно долго (возможно даже выучит), двоешник забросит бумажку почти сразу, и плюнет на свою идею (я - тупой, не моё это).
А еще можно не покупать никакой бумажки с расписанием, и вообще ничего не читать. Можно снять комнату в доме напротив вокзала, и поселиться там. Сознание будет варить кофе, смотреть телевизор, читать книги, писать письма. А поезда в это время будут пролетать за окном и шуметь. И очень скоро вы будете безо всяких со своей стороны усилий знать - какой поезд приехал, сколько он будет стоять, что там неразборчиво гундят через громкоговоритель. И еще очень много сопутствующей информации из жизни железной дороги. И знание это останется на годы.
Другой пример: человек хочет стать металлургом. Он может засесть за книги, поступить в школу, в университет, в академию. По пути сто раз передумать. И так ничему толком и не научившись, потеряв годы, отправится на работу продавцом. Однако он мог просто пойти на завод разнорабочим. Глядя каждый день на процесс выплавки металла - человек этот быстро выучил бы и терминологию, и порядок прохождения сырья по цехам. Выучил бы и должности работников, и кто чем на производстве занят - опять таки в виде светских бесед, не обучаясь абстрактно по книгам всему подряд. И вот после пары тройки лет работы, захотев стать инженером, и сев за учебники, он бы уже знал о чем он читает. Пропускал бы ненужное, и обращал внимание на нужное.
Также и я, когда-то, обучаясь на экономиста, получил первые знания по компьютерам просто находясь в доме, где их часто ремонтировали. Просиживал много времени, наблюдая за написанием программ другими людьми (компьютеров в конторах было мало, а личных и совсем почти не было, у друзей часто кто-то писал курсовые). Информации было очень много, однако укладывалась она сама собой, и гораздо глубже, чем насилование мозга на лекциях или учебниками. И хотя традиционный способ учебы мне вполне себе давался, от него я всегда чувствовал утомление. А наблюдать за работой других я могу часами, совсем не уставая =)
В итоге я пришел к выводу, что просто наблюдая процесс краешком глаза запоминать его гораздо проще, чем прикладывая усилия на "мозговые штурмы" с учебниками, и уговоры себя "вот это НЕОБХОДИМО запомнить", думаю таким же методом дети учат родной язык - просто слушают и наблюдают.