Моя мама долго была больна совершенно несмертельным заболеванием. Мучительным, неприятным, создающим массу неудобств (у самого такое - на букву "о" начинается и на "з" заканчивается), но совершенно не смертельным. Однако, о том, что это было за заболевание мы узнали только из заключения паталогоанатома. До того, родители были уверены, что это много что, возможно даже - онкология.
Мучилась мама долго и, порой, даже (можно использовать и такой термин) страшно. Однако, пенсионеры они такие - не видят ничего у себя под носом и любят всяко разно миражи, а врачи с ним особо и не спорят. Когда один врач все таки намекнул на правильный диагноз (это был не профильный врач, поэтому официально ставить диагноз он не мог), то это вызвало настоящую волну ненависти и у мамы, и у отца. "Да как она смеет развеивать наши иллюзии !!!",- своей ненавистью как бы говорили они. Другой врач настоял на детальной диагностике в надежде все таки найти следы тех ужасных патологий и синдромов о которых говорили родители. И .... ничего не было найдено. От слова "совсем" ! Но родители уверяли друг друга, что эти ужасные врачи просто не хотят их бедных несчастных пенсионеров лечить. А может и правда - не хотели.
В итоге, они упустили реально смертельно-опасное заболевание, от которого мама и умерла. Причем, довольно быстро. Обидно то, что оно было вполне излечимо, но родители встали рогом, требуя, чтобы врачи "скорой помощи" признали именно их фантазии о том, чем болеет мама, а не то, что они видели собственными глазами. В итоге, диагностика сделана была именно в контексте поиска подтверждений фейкового диагноза, он не подтвердился и мама отправилась в терапию, где и скончалась всего через три дня.
Важно понять, что все эти события происходили на протяжении нескольких лет и было мучительно больно смотреть на постепенно угасавшую маму, не в силах ей помочь.
А потом она умерла. И вот у нас с отцом реакция была совершенно разная. Я забыл дома телефон и, взяв его, начал звонить маминым подругам - "Алло, тетя Валя ? Сегодня мама умерла, похороны послезавтра, будете ? Уже едете в аэропорт? Ок, мы Вас с сыном встретим", "Тетя Лариса ? Мама только что умерла. Перезвоню попозже" и так далее. А батя смотрел-смотрел на меня и выдал - "Ты зачем столько минут потратил ?". Дело было 6 лет назад, тогда среди пенсов был массовый психоз "У меня сейчас минуты кончатся !!!".
А потом он начал плакать, а я испытал чувство облегчения. "Отмучилась !". Плюс было ясно что делать дальше. Вот когда мама, де-факто, не хотела не хотела лечиться, но обременяла всех своим болезненным состоянием - это была тяжелая нерешаемая проблема. И вот, нет мамы, но нет и проблемы. Теперь все просто - переговоры с похоронной конторой, утверждение поминального меня в близлежащем банкетном зале, встреча иногородних гостей, регистрация наследства и так далее, и тому подобное. Все просто и ясно. Правда, батя и это все сумел усложнить, но это была уже другая история.
И вот Юлия Навальная.. У нас в стране ежели кто кому не нравится, то на него вешают все возможные и невозможные грехи. Дескать, а чего она одета была хорошо, а чего у нее гранты (те, кто произносит это слово, как правило, не понимают его смысл) и так далее, и тому подобное.
Но правда в том, что Юлия - умная женщина и вот, руку на отсечение даю - она прекрасно понимала, что когда они на подлете к Москве с Алексеем досматривали "Рика и Монти", скорее всего, больше с ним она не будет. Никогда. Вполне возможно, для нее он в те минуты уже умирал, как растворялись изображения на фотографии семьи Марти МакФлая, а потом и он сам. Только в фильме удалось процесс остановить, а тут все стало ясно, когда самолет оторвался от ВПП Темпельгофа.
У Джона Гришэма в "Камере" есть мощнейшая сцена, как приговоренный к смерти куклуксклановец после десятилетий в камере смертников идет на казнь. Сцена, подразумевающая длительное действие вот он выходит из своей камеры, вот он прощается с "коллегами", вот он идет по коридору и ... вот оно, место казни. И остановиться уже нельзя. Да и время на последнюю прогулку не месяц, не сутки, не час, а минуты.
Подозреваю, что именно так чувствовали себя Юлия и Алексей во время того самого полета. Только вот она то потом вернулась в Германию, а он остался. Можно ли ее упрекать за то, что она поняла, что ВСЁ ? Не знаю. У каждого своя жизнь. Свое мировосприятие.
А потом пошли новости - новый суд, новый срок, новое заключение в карцере. А потом сообщение о смерти, озвученное буквально в нескольких метрах Шульман.
Как вы думаете, могли ли Юлия в эти секунды подумать - "ОТМУЧИЛСЯ ?". Думаю, что могла. Были ли ее улыбка дежурной, отработанной за десятки публичных выступлений ? Или трансформированной гримасой боли ? Или, таки, демонстрацией чувства облегчения ?
Такие люди как она пишут мемуары и дают интервью, причем, довольно искренние. Поэтому, не удивлюсь, если уже в ближайшее время какой нибудь иноагент или иноагентка (это более вероятно) спросит Навальную - почему она улыбнулась в Мюнхене?
Кстати, рассуждения о том, что Навальная дескать плохо скрывала свое торжество от ожидания потока грантов, которые скоро на нее посыпятся - скорее всего бред. Важно понимать, что и Навальная, и Певчих никогда не воспринимались на Коллективном Западе как фигуры равноценные Алексею Навальному. Они были лишь его "послами" - личными, как Юлия или политическими, как Певчих и Волков, например. Это Навальный пытался выдвигаться на пост президента России и боролся довольно успешно за пост мэра крупнейшего европейского города. Так что сравнивать Навальную и Певчих с той же Тихановской не получится. Та то реально участвовала в выборах и, наверняка, показала на них заметный результат (мы уже никогда не узнаем какой, но факт значительной ее поддержки населением Белоруссии несомненен), а Юлия и Мария ни в каких выборах не участвовали.
Но это же совсем другая история.