Легкий Крейсер "Суматра" (тип "Ява")
Построен в 1926 году. 6 июля 1944 года был использован в качестве волнолома во время Высадки Союзников в Нормандии.
Строительству современных крейсеров в Норвегии предшествовало весьма длительное обсуждение в стортинге (так в королевстве называется парламент). По самой идее строить корабли такого класса для военно-морских сил королевства консенсус был достигнут еще в конце Первой Мировой войны, вопрос состоял в задачах, которые должны были решать будущие крейсерские силы.
Столкнулись две концепции: представители левой Рабочей Партии, некогда даже входившей в Третий Интернационал, считали, что главной задачей норвежского военного флота должны быть защита рыболовных промыслов и подходов в Северном море и Северном Ледовитом океане от посягательств враждебно настроенных к Норвегии держав, а правые партии рассматривали будущий мощный современный норвежский флот, как возможную компоненту коалиционных флотов. Вопрос «чьих?», как ни странно, пока был отложен в силу того, что среди правых были сторонники как военного союза (либо дружественного нейтралитета) с Великобританией (откуда происходила королева Мод), так и с Германией. Впрочем, таких было исчезающе мало.
Безусловно, решение данной проблемы не могло не оказывать влияние на наборы будущих юнитов таких стратегий, как
Wargame: AirLand Battle.
Представители Рабочей Партии, будучи людьми здравомыслящими и не лишенными кругозора (понятно, за что их выгнали из Коминтерна), уже сравнительно давно обратили внимание на проект нидерландского крейсера типа «Ява», два единицы которых строились на германских верфях. «Ява» и «Суматра» были самыми мощными легкими крейсерами, строившимся в Европе в то время. 10 6-дюймовок, защищенных 100-мм щитами, высокая скорость и прекрасная живучесть делали будущих «голландцев» возможными победителями в столкновении с любым британским или германским крейсером класса ниже, чем линейный и даже с первыми тяжелыми крейсерами класса «Хаукинс», заложенными на верфях Великобритании.
Немцы, видя интерес Норвегии, предложили достроить для нее третий «голландец» - «Целебес», от строительства которого заказчик отказался в виду нехватки средств в 1919 году. Конечно, иметь такой корабль в своем флоте было бы крайне престижно для королевства, но также было ясно, что использоваться он будет исключительно в качестве «королевской яхты» и до практической эксплуатации в качестве защитника рыболовства и морской торговли речь не дойдет именно в силу крайней дороговизны как строительства, так и эксплуатации. Тогда зачем весь сыр-бор?
Данный пост подготовлен в рамках челленджа #10рассказов, проводимого сообществом
365days, как часть осеннего блогерского марафона.