некуда бежать

Aug 17, 2016 20:56

Оригинал взят у logofilka в некуда бежать
Звонит мне, скажем, в офис барышня, и начинает излагать свою ситуацию: "Приехали мы по туристической визе и, конечно, подали на беженство..." А я уточняю: "Почему это "конечно"? С каких это пор о беженстве говорят в обыденных категориях само-собой разумеющегося?" Все-таки, запрос беженского статуса - это мера крайняя, когда разговор идет о жизни и смерти, и заявитель уносит из страны ноги. А барышня спокойненько-так: "Ну, нам же надо было как-то оставаться..."
То есть, ни малейшего смущения, ни неловкости от сделанного. Сплошная деловитость, вдохновленная видеоблогерами, пропагандирующими идею подачи беженских заявлений вместо прошения о продлении туристического статуса.

Про эту концепцию я всегда думаю в категориях "горе совратившим малых сих." Вещает какой-нибудь деятель из русского Майами о том, что главное, это получить туристическую визу, а потом будем "легализовываться." Легализация, как правило, оказывается разрешением на работу, полученным на основании беженской петиции. Петиция подается сейчас, интeрвью будет через два-четыре года. Тогда и разберемся. Тем более, что блогер - такой симпатичный молодой человек. Он свое разрешение на работу уже получил, и даже лично видел иммиграционного адвоката и знает кучу людей, которые беженство получили. Во всяком случае, они ему так сказали. А если беженства не дадут, надо попросить у судьи "withholding of removal". Если верить звездам YouTube, это такой "отказ от депортации", когда беженства не дали, а просто разрешили жить в стране. На каких основаниях? Да кто его знает! Всем дают.
А теперь я вам расскажу, что же такое этот таинственный "withholding".

Буквально, слово "withholding" обозначает "отсрочку" - у заявителя уже есть депортационный приказ, он уже подлежит выдворению из страны, но ему, по волe судьи, это выдворение отложили. Вроде, никакого подвоха нет. Не дали беженство, но живи себе на законных основаниях и радуйся. Только разрешение на работу продлевай раз в год. Но давайте посмотрим на легальные основания для такой отсрочки, чтобы было понятно, кто ее получает и какой бенефит на самом деле она дает.
Статья § 241(b)(3) действующего иммиграционного кодекса - наша отправная точка. Обозначим основные параметры.

"Withholding" - это механизм защиты от депортации. В отличие от "asylum" ("беженства") в котором подается заявление на получение определенного статуса и сопутствующего бенефита, withholding включен в беженскую петицию "на всякий случай." То есть, механизм включается, когда заявитель прошел все инстанции, ему уже отказали и офицер, и судья, и готов приказ о депортации.
Основания для "withholding" те же, что и для статуса беженца. То есть, нужно доказать притеснения по одному из определенных законом признакам: религия, национальность, раса, политические воззрения, принадлежность к определенной социальной группе. Большой ошибкой было бы полагать, что withholding - это мягкая альтернатива беженскому статусу. Скажем, не стоит думать, что если условно-притесняемому дали в пятак гопники, а власти в тюрьму не сажали, то ему дадут withholding вместо asylum. Ничего подобного. Эта форма защиты от депортации полагается только тем, кто доказал полное соответствие положениям международного права для получения статуса беженца и мог бы получить статус asylee, но не получает его из-за какого-то сугубо-технического определенного законом обстоятельства.
Например, потенциальный беженец подал петицию позднее, чем определенный законом срок в один год с момента последнего въезда. В большинстве случаев, судья не имеет полномочий "запустить машину времени" и сделать вид, что беженец подал заявление своевременно. Но он может убедиться, что факты притеснений абсолютно реальные, угроза жизни и свободы существует, поэтому уместно вместо беженского статуса дать отсрочку депортации, условно - до того момента, пока обстоятельства в стране гражданства не поменяются в лучшую сторону.

Или, скажем, все обозначенные угрозы подтвердились, но у потенциального беженца есть уголовное прошлое, которое, на взгляд судьи, делает его недостойным постоянного статуса в стране. Если есть убедительные доказательства того, что в стране гражданства этому уголовнику грозит смерть, судья будет рассматривать прошение о "withholding".
Тут вступает в игру интересная казуистика. Помните, я как-то писала, что часть статей иммиграционного кодекса работают "по закону", а часть - "по понятиям"? Так вот, та часть, что отвечает за "withholding" - это по закону, а та, что за беженство - "по понятиям". На практике это означает, что судья может заслушать беженское дело, потом взвесить негативные качества заявителя, и отказать ему as a matter of discretion - не достоин. Просто так отказать в прошении о withholding of removal нельзя - если заявитель доказал, что его в стране гражданства убьют, судья ОБЯЗАН дать ему отсрочку от депортации. Даже если заявитель - беглый каторжник, просрочивший все предписанные законом сроки. Есть список преступлений, которые классифицируются как особо тяжкие (убийство, изнасилование, торговля людьми) или имеющие отношение к терроризму - они препятствуют получению withholding. Менее серьезные преступления не препятствуют, хотя могут дисквалифицировать при подаче на беженский статус.

Означает ли это, что любой беглый каторжник получит бессрочное право на нахождение в стране и разрешение на работу? Да ничего подобного! Легальный стандарт для рассмотрения прошений о беженстве и об отсрочке депортации разные. Если для беженства достаточно убедительной демонстрации, что есть некоторый неиллюзорный шанс пострадать на родине на основании одного из перечисленных в законе признаков, то для withholding заявитель обязан документально доказать, что у него больше шансов умереть, чем остаться в живых в случае высылки домой. То есть, тот факт, что абстрактные Свидетели Иеговы испытывают неприязнь окружающих или сексуальные меньшинства дискриминируют при приеме на работу, отсрочку о депортации не покупает.
Решения по аппеляциям отказа в withholding of removal обычно очень короткие: "поскольку заявитель не смог доказать возможности получить статус беженца, для которого бремя доказательств гораздо легче, он логически не может доказать тот объем рисков, который обычно требуется для получения отсрочки депортации."

У кого реально есть шанс получить withholding, так это у людей с абсолютно нормальной и хорошо доказанной беженской петицией, которые легитимно пострадали на родине за идею, потом въехали в какую-то третью страну, пожили там, не прося убежища, потом въехали в США - и подали беженскую петицию. При всех прошлых страданиях и хорошей документации, они не попадают под статью закона о беженцах, так как прибыли из безопасной третьей страны. Поэтому им дадут withholding. При кажущейся экзотичности сценария, случай не такой уж редкий.

Но даже такой оптимистичный сценарий не сильно "вкусный." Withholding of removal не дает многих прав, которые полагаются беженцам. Лица, получившие такую отсрочку, не могут воссоединаяться с оставшимися на родине родственниками, включая супругов и малолетних детей. Они не могут получить в будущем статус резидента или гражданство. Они не могут выезжать из страны. Они теряют право на работу, если не продлили вовремя разрешение или его выдача задержалась по каким-то причинам. Более того, если в случае одобрения беженской петиции все родственники заявителя, включенные в петицию, получают статус "прицепом," в случае withholding of removal отсрочка полагается только основному заявителю. Если это, скажем, отец семейства, то он может остаться в стране. Его жену с детьми депортируют.

Об этом популяризаторы идеи легкости бытия после подачи беженской петиции почему-то на Youtube не рассказывают.

полезное

Previous post Next post
Up