«Гитлер может нас победить
И заковать нас в цепи,
Но придет день, и мы их разорвем
И снова будем свободны.
У нас есть кулаки и мы можем драться,
У нас есть ножи и мы их достанем...
Мы - сражающиеся Навахос.
Именно это и дает нам надежду на будущее.
Мы идем по берегам Рура и Рейна
И крушим власть Гитлера.
Мы воспеваем свободу, любовь и жизнь,
Мы - Пираты Эдельвейса.»
На днях случайно (но в то же время, по совокупности запросов) наткнулся на упоминание молодежных антифашистских банд, действовавших на территории Германии до и в годы войны. Я до этого вообще ничего про это не знал, считая, что все сопротивление режиму было делом рук немногочисленных групп военных в неудавшихся заговорах...
... Сами себя подростки называли "Навахос", позже - "Пиратами эдельвейса" (у многих из них был значок или аппликация с изображением этого цветка-символом труднодоступности, любви и удачи). Счет членов группировок к 1944 году шел на тысячи, многие были из семей коммунистов, претерпевших гонения в 30-х. Тогда и берет начало это движение.
Просто некоторым подросткам не хотелось быть как все, не хотелось отупляющей муштры гитлерюгенда, а хотелось гулять с девчонками (воспитание и даже досуг в нацистской Германии были раздельными), петь песни под гитару (любили запрещенных еврейских, а позже - русских авторов).
Изначально времяпровождение было вполне безобидным: гуляния, походы - только не подчиненные муштре, а ради отдыха, развлечения.
С официальной точки зрения, они были тунеядцами и смутьянами, сексуальными извращенцами и асоциальными элементами (подражание американским ковбоям и длинные волосы у юношей, распущенные волосы и короткие юбки (до колена!) - у девушек). Так типично.
Эти ребята
Естественно, новые "пираты" дрались с патрулями HJ и, зачастую, побеждали. Запал был еще от родителей-коммунистов, дравшихся со штурмовиками.
В дальнейшем, действия юных бунтарей радикализовались. Ребята стали разбрасывать антифашистские листовки, писали антивоенные надписи на стенах. Начали помогать военнопленным, прятали евреев, саботировали работу на предприятиях.
Воровали продукты, оружие и взрывчатку. Даже совершили казнь известного своей жестокостью ортсгруппенляйтера.
Это при том, что даже сравнительно безобидное разбрасывание листовок могло и приводило к крайне суровому наказанию (студенты из "Белой розы" в Мюнхене,вот эти
например, лишились голов)
После высадки союзников в Нормандии, "пиратам" угрожало привлечение к строительству оборонительных валов на Западном фронте, что было неприемлемым, поскольку они изо всех сил старались не содействовать продлеванию войны.
Многим подросткам пришлось уйти в подполье и жить среди развалин, добывая еду с помощью уголовников или фарцовщиков. Осенью 1944-го, после нескольких облав, большая часть "пиратов" была отправлена в тюрьмы, коррекционные школы и концлагеря. 13 из них были показательно казнены 10-го ноября 1944 года.
А когда война кончилась, началась самая интересная часть истории. Антифашистскую деятельность бунтарей решили просто замолчать - и это было сделано. Для социал-демократов "Пираты эдельвейса" были такими же отбросами, как и для нацистов. "Союзники" использовали миф о том, что во время войны все жители Германии как минимум не возражали против власти нацистов, если не поддерживали ее активно. Чтобы подтвердить эту небылицу пришлось "забыть" об "уличных хулиганах", сражавшихся против нацизма.
Опять же, была организована система принудительного труда, что "пиратам", естественно, не нравилось, и они вступили в конфликт и с новой властью, получив судебное преследование ненамного слабее гитлеровского.
Вот, например, и такое свидетельство:
«Мы были из рабочего класса, и это главная причина того, почему нас только сейчас признали. После войны в Германии не было судей, поэтому использовали старых нацистских судей, и они сочли за преступления то, что мы делали, а нас окрестили преступниками». (Гертруда Кох)
Или еще мнение:
"Если в стране есть только один герой, остальная страна может сказать, что никто ничего не знал о происходящем. А если герой есть на каждой улице, то остальные жители этой улицы оказываются в дурацком положении".
Признание уже совершенно не юные пираты начали получать только лет через 40 после войны, когда израильский Яд Вашем признал некоторых из них "праведниками мира" (то есть не-евреями, спасавшими евреев во время войны).
И, наконец, в 2003 году, "Пиратов эдельвейса" признали борцами с фашизмом
(Свистнуто с Лукэтми)