Apr 17, 2015 11:03
15 апреля ушел из жизни Ефим Исаакович Байковский, замечательный актер, старейшина Маяковки, настоящий Рыцарь Театра.
Как складывается великий русский артист?
Еврей по рождению. Коренной уралец, екатеринбуржец, воспитанник самодеятельной студии сказителя Павла Бажова. По образованию и по воспитанию театральному - петербуржец, ученик Бориса Сушкевича, сподвижника Вахтангова и Михаила Чехова в 1-й студии МХТ. Байковский подростком поступил к нему в театральный, когда труппа Сушкевича была в эвакуации на Урале. Сам Ефим Исаакович тогда работал на заводе, изготовлявшем пули для фронта.
Потом Черноземье - Орел, там он уводит у худрука местного театра супругу - актрису Нину Алексеевну Артуновскую. Она была почти на 15 лет старше Байковского, но они счастливо прожили 60 лет.
В результате вспыхнувшей любви бегство на русский Север - в Мурманск.
Потом Вильнюсский русский театр, там он стал первым и любимым партнером дебютантки Элины Быстрицкой. Вместе они играли пьесы Арбузова - он-Герман, она-Таня и т.д.
Потом снова Урал - Челябинск. Обменные гастроли с Малым, когда он играл во "Власти тьмы" Никиту, рядом с Ильинским и Жаровым.
Русский театр имени Грибоедова в Тбилиси, партнерство с Ариадной Шенгелая (она Лариса, он Паратов), звание народного артиста Грузии.
В общей сложности, Байковский сыграл в провинции больше 100 ролей.
Потом Александринка - в партнерах Бруно Фрейндлих, Нина Ургант, Толубеев-старший. Его амплуа - героя, любовника - уже не по возрасту, и он начинает осваивать характерные роли. Ради перезда в Петербург Нина Алексеевна согласилась оставить сцену, целиком посвятив себя мужу.
А он отплатил через 8 лет сторицей, согласившись ради здоровья жены на отъезд в Москву, в скромный окраинный Новый драматический театр.
Байковский приехал покорять столицу в 55 лет, сменив множество театров, нигде дольше 10-12 лет не работая.
После 7 лет в Новом театре два обширных инфаркта, клиническая смерть. В 62 года карьера артиста кажется оконченной.
И вдруг приглашение от Андрея Александровича Гончарова в Маяковку на крошечную роль в спектакль "Виктория".
Здесь Ефим Исаакович останется на 25 лет и сыграет почти 20 ролей.
В годы Гончарова у него сложится очень плодотворное сотрудничество с Татьяной Ахрамковой, для которой он станет одним из талисманов. В 90-е и в начале 2000-х он будет играть 10-12 спектаклей в месяц, едва ли не больше всех других народных артистов в Маяковке.
В годы Арцибашева проходные роли и длительные паузы.
И потом ренессанс при Карбаускисе, счастливые, полные работой последние несколько лет. Снова по 10-12 спектаклей в месяц.
В театре говорят: сердце не выдержало перенапряжения. В феврале премьера "Плодов просвещения", в марте 12 спектаклей, с 1 по 12 апреля - еще 5.
31 марта Ефиму Исааковичу исполнилось 87 лет.
9 апреля он играл труднейшую главную роль в "Цене", 11-го - "Таланты и поклонники", 12-го - "Квит на квит".
16-го Байковский должен был играть старейший спектакль репертуара - "Чуму на оба ваши дома", который очень любил и в котором 17 лет выходил на сцену в образе герцога Вероны.
В ночь с 14-го на 15-е апреля сердце Артиста остановилось.
Практически уверена: счастливая смерть. На бегу, в работе, в творческом процессе.
Удивительно, что, придя в труппу сравнительно не так давно и не будучи коренным маяковцем, Байковский стал для театра Маяковского эмоциональным центром, всеобщим любимцем, мудрецом, патриархом, хранителем традиций.
Я всего несколько минут имела счастье общаться с ним.
Но это было счастье - счастье не отметки о встрече с великим, а счастье вдруг оказаться под обаянием очень-очень доброго, открытого, смешливого, мудрого старика, с безукоризненными манерами, рыцарственного, необычайно щедрого душой. Настоящего мужчины, блестящего профи, Мастера.
Вот уж когда нельзя не сказать: таких теперь не делают.
Его голос на сцене поражал, глубокий, богатый. Даже возрастная дикция не мешала слышать любое его слово из любой точки зала.
Он весь был как старинный орган, его способ игры был одновременно и величественно театральным, и безукоризненно профессиональным с точки зрения школы психологического реализма. Он был точным и в то же время возвышенным.
Как этих его качеств и его самого будет не хватать!
Сегодня с ним прощаются.
Александринский театр,
Ефим Байковский,
Новый драматический театр,
Театр Маяковского