Московские театры отправятся на гастроли в спальные районы

Jul 03, 2013 16:35

Столичный департамент культуры хочет децентрализовать театральную жизнь, предоставив сцены районных домов культуры театрам. Об этом «Известиям» рассказал и. о. министра правительства Москвы Сергей Капков. Предполагается, что будут отобраны постановки, которые можно показать не только на «домашней» сцене. Эксперты считают, что предпочтение надо отдавать классическим спектаклям без громоздких декораций либо работам молодых режиссеров, еще не имеющих собственных площадок.

- Мы хотим «поженить» театры и дома культуры, передадим часть площадей ДК для репетиций и спектаклей, - говорит Капков. - Районный театр несет большую социальную функцию, зачастую большую, чем центральные театры.

Капков отметил, что важно «воспитывать театрального зрителя с детства». Он полагает, что постановки в районных театрах могут привлечь интерес детей к классическим произведениям литературы, которые они практически не читают.

- Далеко не во всех домах культуры есть хорошо оборудованная сцена, - говорит и.о. замруководителя департамента культуры Елена Зеленцова. - Поэтому в крупнейших ДК - «Москвич», «Меридиан», «Зеленоград», Культурный центр ЗИЛ, - сейчас идет переоснащение. Это наши ДК-гиганты, по 20 тыс. кв. м, с залами-тысячниками, все они находятся за пределами ЦАО.

По словам Зеленцовой, сейчас сложно назвать точные сроки и конкретные постановки, потому что в первую очередь надо закончить модернизацию домов культуры. Она добавила, что департамент активно освобождает ДК от сторонних арендаторов.

- Когда закончатся сроки аренды, мы не будем ее продлевать, - пояснила чиновница. - В помещениях останутся только самые необходимые организации, например кафе.

Театральный критик Нелли Ончурова полагает, что цель властей - приблизить культуру к населению, сделать ее более доступной, поэтому цена на билеты в ДК должна быть ниже, чем на постановки в театрах.

- Проблем с оборудованием в домах культуры не возникнет, если будут выбраны подходящие постановки, - считает эксперт. - Как говорил Немирович-Данченко, выйдут на площадь два актера, расстелят коврик, начнут играть пьесу, и если они талантливы, - это уже театр.

В то же время Ончурова отметила, что есть постановки с такими громоздкими декорациями, которые не стоит вывозить на новую сцену, это очень затратно. Например, в пьесе американского драматурга Дональда Маргулиса «Скрытая перспектива» на сцене установлен огромный стеклянный куб.

- Отлично подойдут постановки Александра Островского, в которых задействовано по 2-3 человека, а декорации состоят из столика, дивана и кресла, - предполагает критик. - Вся суть в диалогах актеров, за которыми встает мощная драма.

Ончурова добавила, что артисты не очень любят выездные спектакли, но, скорее всего, согласятся в них участвовать ради публики.

Режиссер театра «У Никитских ворот» Марк Розовский заявил, что он «в целом поддерживает инициативу департамента культуры и считает распространение и освоение новых театральных пространств правильной государственной политикой».

- Мы готовы принять участие в программе, если власти выйдут с таким предложением и обеспечат необходимые условия, - говорит режиссер. - Залы домов культуры должны отвечать театральным требованиям: это качественные свет и звук, современные пульты, штанкеты, кулисы, удобные кресла, достаточная глубина и высота сцены. Ведь театральная трупа - это не агитбригада, которая может выступать «с грузовика». Некоторые постановки очень сложно вывозить. Например, в «Истории лошади» очень много декораций. А где взять транспорт для дешевой перевозки?

Розовский отметил, что продюсеры, которые займутся проектом, должны подготовить театрам конкретные предложения. Идея станет успешной, только если выездные мероприятия будут выгодны и экономически, и с точки зрения привлечения новой аудитории.

- Это концепция так называемых народных театров, обращенных к самой широкой публике, - говорит эксперт. - Мы видим множество успешных примеров такой работы на западе. Даже Питер Брук выбирает театр не в центре Парижа, а на окраине. Это целая философия, основанная на уважении к самым широким слоям населения.

По словам Розовского, департаменту стоит провести крупную рекламную кампанию нового проекта, иначе залы будут полупустыми.

Режиссер Марк Захаров полагает, что далеко не все театры стоит подключать к данной программе.

- Постановки Большого театра или МХАТа нужно показывать только на «родных» сценах, впечатления от исторического здания и его расположения в городе - очень важный фактор, - говорит режиссер. - Я очень благодарен своей бабушке, которая привела меня на «Синюю птицу» во МХАТ, а не в Дом культуры.

Режиссер отметил, что он «не поклонник спектаклей, которые идут за МКАД», но тем не менее предположил, что в ДК можно показывать современные постановки молодых режиссеров, которым сложно пробиться в известные театры.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/552896#ixzz2Xz8qLRe3

Марк Розовский, Марк Захаров

Previous post Next post
Up