“ДРЯННЫЕ ДЕВЧОНКИ” (2004Г.)
Бывает, смотришь на засохшее, узловатое дерево, изрядно потрепанное птицами и жуками и думаешь: “Ну, отсюда мне ждать нечего». Но летом именно этот “старый пень” выдает самые сочные, сладкие и крупные плоды. Так и с фильмом “Дрянные девчонки” произошла удивительная история. Ну чего можно ожидать от жанра “молодежная комедия”? Шуток ниже пояса, тупых персонажей и поверхностного сценария. Да, все это есть и тут. Сюжет банален, школьниц играют девушки возрастом около тридцати, а шуток про секс предостаточно. Но все это только фон - всего лишь часть настоящей крепко сделанной комедии. Замечательная игра всего актерского состава, уморительные остроты, сексуальные барышни и целые пласты смысла. Действительно. Без шуток. Уж не знаю, то ли в 2004 году случилась аномалия, то ли Тина Фей действительно лучше сами-знаете-кого, но этот легкий фильм действительно стал эталоном жанра и настоящим трамплином для многих талантливых актеров, например, Аманды Сейфрид и Рейчел МакАдамс. Для тех, у кого школа далеко позади - повод поностальгировать, для тех, кто все еще грызет гранит науки - пособие по выживанию. Единственный его недостаток - уж больно он девчачий. Парням после просмотра срочно потребуется смачно выругаться и выпить пива.
“РОЗЫГРЫШ” (1976Г.)
Как вместить в один фильм историю о дружбе, любви, предательстве, обмане? Втиснуть в рамке полутора часов отношения влюбленных, товарищей, отцов и детей, учителей и учеников? А можно ли это сделать так, чтобы каждый персонаж был живым? Каждый персонаж жил и проживал целую, свою, огромную жизнь? Нет. Такое невозможно.
Но фильм “Розыгрыш” опровергает это утверждение. Из семечка “школьной драмы” прорастает настоящий шедевр. Владимир Меньшов точен, искренен и силен в силе художественного высказывания. Ему нет равных. Что уж говорить про актерский состав. Каждый, даже эпизодический персонаж, показавшийся на экране даже на пару минут, рассказывает свою историю, а главные герои в исполнении Харатьяна, Гусева и Вавиловой заставляют вас сопереживать им, будто это ваши родные. Особого внимания заслуживает Евгения Ханаева. Таким должен быть учитель. И если вы никогда так и не встретили такого человека в жизни - вот, она дарит вам его. Отдельное спасибо нужно сказать за музыку. Там звучат песни, которые всех до сих пор поют.
Пересматривая его, понимаешь, как опоздали Долан со своим “Я убил свою маму” или Германика со “Все умрут, а я останусь”. Все это уже было сказано. Глубже, ярче и громче.
Фильм про школу которая не оканчивается с 11 классом, и об уроках, на которых не сидишь за партой. Учебник жизни.
“КЛУБ “ЗАВТРАК” (1985Г.)
Что случится, если пять подростков, совершенно не похожих друг на друга, окажутся в замкнутом помещении предоставленные сами себе? Вы думаете, секс, разврат и наркотики? Ан нет! В легендарном фильме Джона Хьюза эти пятеро станут голосом целого поколения подростков 80-х. Но и в наше время эти типажи не исчезли и не истерлись. Разве вы не учились в одном классе с “Принцессой”, а “Умник”, наверняка, сидел за соседней партой. Фильм, покоривший сердца школьников тем, что не порицал максимализм, не показывал нелепость подросткового бунта и не относился к “братьям нашим младшим” снисходительно. Наоборот, в клубе “Завтрак” только переходный возраст и есть время настоящей, реальной жизни, когда решаются все самые важные жизненные вопросы. И кто может с этим поспорить?
“БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА” (1972Г.)
Если и был образ хорошего человека, вмещающий в себя все то светлое, что было в Советском Союзе - это был образ учителя. Учитель понимающий, учитель мудрый, учитель строгий, учитель самоотверженный - перед нами он всегда представал так. И никто не задавался вопросом, откуда берется такой учитель. Никто, кроме Алексея Корнеева. Главный герой фильма, Нестор Петрович, приходит работать в вечернюю школу и вместе со своим классом учится жизни. Первая влюбленность, отношения родителей и детей, мечты о будущем: никогда еще эти проблемы не рассматривались со стороны учителя.
Трогательный, веселый, немного наивный фильм, который цепляет своими персонажами. Ну как не влюбиться в раздолбая Ганжу? Или не проникнуться грубой, но глубоко ранимой Нелли? Если вы еще не смотрели его, приятного просмотра, а если смотрели - то обязательно пересмотрите к первому сентября!
“ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ УЧИЛКА” (2011Г.)
Настоящий гимн современной системе образования. Яркая, дерзкая, крайне спорная и действительно смешная комедия. Юмор на гране фола, но как еще можно говорить о нашей с вами современной школе? Не заламывая же руки, я вас умоляю! Сюжет прост и незатейлив: немолодая, не очень трезвая и беспринципная училка узнает, что новенький преподаватель в их школе - бессовестно богат, да и внешне - вылитый Джастин Тимберлейк. И что же делать? Конечно же, влюбить в себя этого жеребца!
Полный сортирного юмора и жесткой сатиры на современные реалии фильм, в котором обворожительная Камерон Диаз блистает всеми гранями своего не только таланта, Тимберлейк играет самою комичную сцену оргазма за всю историю кино, а все актеры второго плана запросто переигрывают основной состав. А чего вы еще ждали от Джейсона Сигела (Маршал из “Как я встретил вашу маму”), Филис Смит (Филис из “Офиса”) и одной из самых недооцененных комедийных актрис нашего времени Люси Панч. Моралфагам вход воспрещен!
“ХОРОШО БЫТЬ ТИХОНЕЙ” (2012Г.)
Девяностые прошли, а культового фильма о школе после себя так и не оставили. Никто из режиссеров не поймал за хвост и не воплотил в полной мере то время и те ощущения. Разговоры, прически, одежда, вечеринки и обмен кассетами с “новыми группами”. Автор книги “Хорошо быть тихоней” Стивен Чбоски успел захватить 90-ые на страницах своего романа, но решил на этом не останавливаться и сам его же и экранизировал, причем не абы как. Звезды молодого Голливуда с радостью согласились на главные роли. Несложная история о том, что быть другим - это хорошо, интересно и не страшно, заиграла новыми красками, благодаря великолепной актерской игре главной троицы: Логана Лермана, Эзры Миллера и Эммы Уотсон.
Фильм - настоящая открытка 90-х. Вы узнаете свою школу, в которой никогда не учились и повидаетесь со своими одноклассниками, которых никогда не знали. Только вот странно, почему в фильмах все самое интересное происходит с “тихонями”.
“КЭРРИ” (1976Г.)
Экранизация первого романа великого Короля Ужасов - Стивена Кинга. На поверхности - подростковый триллер о девочке, владеющей телекинезом, на деле - глубокая история о травле, изгоях и о том, как жестокость порождает новую жестокость.
Тема травли не понаслышке знакома Стивену Кингу, который работал учителем в обычной американской школе и списал многие образы этого романа с реальных людей и ситуаций. Термин “буллинг” укрепился в лексиконе американских учителей и правозащитников относительно недавно, но борьба с ним по всему миру идет которое десятилетие и считается одной из главных школьных проблем. Но, наверное, так ярко, живо и зло об этом еще не говорилось (разве что в фильме “Класс” Раага, да и в нашем родном “Чучеле” Быкова и Хайта). Кстати, надо отметить, что у нас в стране эта тема не то, что бы табуирована, но крайне нежелательна для обсуждения даже внутри школы.
Пронзительный, трогательный и очень страшный фильм с отличной актерской игрой Сиси Спейсек. Как и всегда в историях Кинга страшны не монстры, страшны люди.
“ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА”(1968Г.)
Казалось бы, как-то и неудобно поднимать в наши дни вопрос о морали, чести, лицемерии - все эти понятия скатились в пафос и утянули за собой многие хорошие фильмы. Сложно и неловко смотреть на школьников, рассуждающих о вечном в фильмах, на которых выросли поколения наших мам и пап, бабушек и дедушек.
Удивительно, но такого не случилось с фильмом “Доживем до понедельника” Станислава Ростоцкого. И непонятно, почему его миновала такая участь: может быть, дело в прекрасной актерской игре Тихонова и Печерниковой, может быть, в таланте режиссера или в кристальной чистоте фильма. Любимый уже не одним поколением учителей, учеников и родителей он остается свежим и ярким, намного ярче, чем многие цветные фильмы сейчас. Жизнеутверждающее кино для всех возрастов.