Ты-бревно

Nov 26, 2015 21:31


Люди пренебрегают собственным телом в пользу сомнительной духовности


«В человеке все должно быть прекрасно!» - говорила нам злобная учительница по русскому языку, которая никогда не мыла голову и не чистила ногти, зато гордо носила на себе остатки пищи. Это несоответствие образов тогда никак не укладывалось в голове, но теперь стало ясно, что рассинхронизация с телом - это недуг подавляющего числа не только помятых жизнью, но и молодых людей. Даже детей и подростков, которые не чувствуют своего тела: не знают, как оно отреагирует на ту или иную пищу, не понимают, холодно ему или тепло, не осознают, почему закололо в боку, и ходят простуженными.

Человек зажатый
В нашей школе не объясняют, как работает организм, не учат уходу за собой, внимательному и бережному отношению к своему телу. Зато прививают ханжескую стыдливость или полное отрицание существования физического, плотского. На выходе получаем людей с фантомами вместо конечностей и пятнами вместо лиц, которым проще выругаться матом, чем без вульгарных эвфемизмов описать половой процесс. Получается человек-бревно, этакий Пенёкио от слова «пенёк».

Нам стало бы легче воспринимать себя целостно, если бы на уроках физкультуры не только гоняли строем по кругу, но и рассказывали, почему болят мышцы, как уберечься от травм, и почему, когда падешь на копчик, получаешь «небо в алмазах». В курсе биологии анатомия половой системы человека могла бы занимать не два занятия, где на примере пластмассовой модели отстраненно показывают разноцветные органы-детали. Если бы нам объяснили, чем же в действительности каждый из них занят, какая железа за что отвечает, и, главное, почему мы от этого испытываем определенные эмоции и чувства, половое воспитание имело бы смысл. Ведь рассказывая девочкам о первых месячных как о стыдном таинстве, наставники внушают им страх и неприятие себя. Мальчики имеют право знать, как относиться к своей эрекции, а девочки - какие сигналы им подают яичники. ОБЖ может заниматься объяснением последствий неправильного питания, а не только утечки хлора, ведь это гораздо важнее для жизни целостного человека, чем абстрактная гражданская оборона.

Сейчас массовая физическая культура приходит к нам с неожиданной стороны - из моды на беговую обувь и в качестве спасения от депрессии спальных районов. Но результаты уже кажутся утешительными. Это веяние, которое не сводится к поклонению телу-манекену, как в Штатах. Во-первых, лучше пусть подростки подтягиваются на турнике, чем лампочки по подъездам бьют, а во-вторых, в беговой заразе есть корень незамутненной радости от возможностей собственного тела. Гламурный фитнес нулевых к ней не приучал.

Остается надеяться, что радоваться телу станет учить и школа, вместо того чтобы наращивать в будущем взрослом комплексы, выпуская в мир зажатых, скукоженных, всего стесняющихся уродцев. И тогда, в этом прекрасном будущем, наши потомки не будут страдать от запоров и фригидности.



Катя Герасичева о том, как говорить с детьми о сексе

При появлении ребенка мамы начинают нагружать его собственными представлениями о том, что такое тело и как с ним взаимодействовать. Процесс этот, как и многие другие, происходит стихийно. Очень небольшой процент родителей думает перед тем, как нафаршировать детскую голову знаниями о том, почему и как у него всё происходит. Большинство из нас просто передает полученную в детстве и приобретенную во взрослой жизни информацию. В нашем обществе, где культивируется ханжество, не принято рассказывать детям о возбуждении и мастурбации, о том, как устроены половые органы и о том, как, зачем и, главное, каким образом люди занимаются сексом. На что рассчитывают взрослые, совершенно непонятно. На школу? На воспитателей в детском саду? На сверстников? На то, что все само собой разъяснится и наладится? А дети, услышавшие ненароком, как занимаются любовью их родители, решают, что либо они дерутся, либо папа просто бьет маму, а та стонет, но терпит. Дети, добравшиеся до порнографии думают, что вот это месиво, крики и ритмично вбиваемое в женщину огромное нечто и есть то самое запретное, что ждет их, когда они подрастут. Ничего, кроме ужаса, это у них не вызывает, и они замыкаются в себе. Выход из этого только один: если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос психически здоровым, вам надо самим пересмотреть все свои представления о том, что такое удовольствие, и осторожно, очень тактично, но спокойно рассказать об этом своему сыну или дочери.

Есть несколько правил, которых хорошо бы придерживаться:

1. Если вы застали ребенка за мастурбацией, не акцентируйте на этом внимания. Лучше по-тихому выйти из комнаты, а если вдруг ребенок потом об этом упомянет, спокойно сказать, что в этом нет ничего стыдного. То же касается неконтролируемой эрекции у мальчиков. Не стоит вопить или с ужасом глядеть на него. Найдите время и расскажите ему о том, почему это происходит. В наше время есть масса детских книжек на эту тему. Если вы будете читать и рассматривать их вдвоем, ребенок начнет вам доверять.

2. С девочками на тему возбуждения, мастурбации, месячных и половых отношений лучше говорить мамам и сестрам, с мальчиками - папам или братьям.

3. Попытайтесь избегать нравоучений и резких суждений. Ничего страшного, если ваш ребенок увидит, что вы тоже смущены и растеряны. Гораздо хуже, если вы будете апеллировать к сомнительным правилам и указывать ему, как надо и как не надо, строя из себя всезнайку. Он почувствует себя беспомощным и потерянным и закроется.

4. Отвечайте на вопросы спокойно и по возможности честно. Ваша задача - снизить тревогу ребенка, успокоить его и убедить в том, что с ним все в порядке.

5. Расскажите ему, что его тело может быть источником удовольствия и для него самого, и для того, с кем он будет заниматься любовью, когда вырастет. О том, что наибольшее удовольствие от секса получают тогда, когда оно взаимно. Потому что именно взаимность лежит в основе любви.

Человек половинчатый
Та же учительница по русскому и литературе вдалбливает, что тело грязно, а заботиться о нем - мерзко, но зато у людей (высших, по ее мнению, существ) есть душа. А душа - это якобы не половина человека, а весь человек. Его тело - просто временная мясная оболочка для прекрасного бессмертного духа, и потакать телу недостойно. Это чуть ли не важнейший тезис, который выносят из курса русской литературы, где душа якобы борется с низкими желаниями тела. Результат этого абсурдного разделения выливается в неспособность чувствовать себя живым, получать полноценное удовольствие от жизни. Христианская мораль в представлении официальных институтов также изо всех сил истребляет тело вместо того, чтобы соединить плоть с душой и восстановить истерзанного человека.

Самое страшное наступает, когда наш Пенёкио приходит к духовности. Вот он перестает есть мясо и промывает мозги всем, попавшимся на пути, хотя сам от веганства чахнет. Или решает, что посвятит себя искусству или науке, и про тело забывает вовсе. Парадоксально, но обрастая животом и боками, он полагает, что то, как он выглядит, совершенно не важно, скорее наоборот - чем хуже тем лучше. Посмотришь и сразу понятно - высокодуховный человек.

Для людей попроще единственным поводом задуматься о теле является болезнь. Но и тут не все просто. Лечить болезни не в тренде. Норма никому не нужна - все упорно выискивают у себя отклонения, носятся с ними, предъявляют их как свидетельство своей неординарности. Только больные и убогие нуждаются в сочувствии: так принято сочувствовать тучному человеку («видимо, болеет, бедный»), а стройные и подтянутые вызывают не эмпатию, а скорее подозрение. «Чего это он? Ему делать нечего, как сидеть на диете и потеть в спортзале? А, так это у него хорошая наследственность? Вот-вот, сразу видно - сволочь».

Даша Борисенко о боли и ужасе академической среды:

Мне нередко приходилось сталкиваться с образованными, умными и очень умными людьми, среди которых пренебрежение к физическому миру возводится в статус культа. Удивительно, насколько невыполнимой пара простых ежедневных манипуляций с телом становится для тех, чей мозг способен порождать крайне сложные конструкции.


Во-первых, здоровье. Пить витамины, следить за своим рационом, не пить дешевую водку и делать зарядку - ниже их. К 25 годам от тех, кого ты помнишь щуплыми первокурсниками с горящими глазами, порой остается масса, напоминающая героя рассказа Стивена Кинга «Нечто серое». Как будто аксиома «В здоровом теле - здоровый дух» в их сознании заменилась на «Мои бока - мое богатство».

Во-вторых, внешний вид. Их стиль может варьироваться от «застиранная футболка, заправленная в папины джинсы, натянутые под грудь так, что снизу торчат дырявые носки и фрагменты волосатых ног» до «длинная юбка и шаль с этническим принтом, дополненные войлочными бусами». За последние тридцать лет в академической моде мало что изменилось, свежим трендом можно считать разве что «дизайнерский» вязаный и валяный хэнд-мэйд и серьги с изображением ежика в тумане - им всего лет десять. Эта одежда - униформа, по которой можно безошибочно отличить работника смыслов. И дело тут вовсе не в крохотной преподавательской зарплате и не в пренебрежении «модой для масс», а в том, что эти люди существуют в замкнутом кругу, где заключают клановые браки и рождают все новые поколения высокодуховных нерях.

В-третьих, гигиена. Конечно, если ты увлечен написанием диссертации, выделить пять минут на мытье головы и бритье подмышек может быть непросто. Но вместе с телом псеет сознание и на выходе мы получаем беспомощный труд, написанный нечистым человеком. Не говоря уже о том, что, слушая выступление молодого ученого на конференции, волей-неволей обращаешь все свое внимание на хлопья перхоти на его плечах, а не на содержание доклада.
Они хотят быть бестелесными, но это никому не дано. И в итоге эти люди напоминают нам, что человек не просто животное, а самое вонючее животное на свете. Выходит, чем больше стремишься забыть о собственном теле, тем толще сальная корка, за которой не видно души. А пока это так, нечего удивляться тому, что тем, кто вне их круга, плевать на размер профессорской зарплаты и реформу РАН. Ведь Академия наук издалека кажется просто сырой пещерой, где поросшие мхом люди совершают странные ритуалы, о которых и знать-то ничего не хочется.

Человек неделимый
Целый человек - это все три компонента вместе: и дух, и тело, и гипотетическая душа. Тело отражает все психические процессы. Оно само указывает нам на наши внутренние проблемы, а мы просто не в силах это понять. Античность, тоталитаризм и древние учения предлагали нам свои идеалы телесности, неизменно сопоставляя его красоту с красотой духа. Идеологи бодимодификаций напрямую ассоциируют качество работы над телом с нравственным обликом личности. Трансгуманисты вообще ждут слияния вечного тела с вечным разумом, и это захватывающая мечта - полный контроль и слияние с телом. Ведь чем больше человек знает о нем, тем больше у него возможностей измениться в лучшую сторону. Людям, уже пережившим ад взросления и вполне состоявшимся, можно стать целостными и научиться наконец чувствовать свое тело с помощью, например, телесно-ориентированной терапии. Для психического здоровья одинаково важно не считать описание предстоящей тебе врачебной процедуры живодерством, и идти к врачу не тогда, когда уже все отваливается, не испытывать суеверного страха перед нуждающимся в первой помощи, думать о том, что ты ешь и что потом от этой еды с тобой будет, и прекратить выбирать одежду для несуществующего себя по принципу «похудею - влезу».

мир, интересно, психология, люди

Previous post Next post
Up