На сегодня ракетный щит Израиля признан уникальной многофункциональной системой по перехвату различного рода управляемых и неуправляемых ракет и мин. В большинстве случаев израильская противоракетная оборона базируется на мобильных комплексах, легко перебрасываемых с одного района в другой и осуществляющих перехват любых целей.
Израильская система ПРО характеризуется не только многофункциональностью и несколькими уровнями обороны, но и многовекторностью, а также определенной степенью дублирования. Действительно, руководству страны необходимо учитывать вероятность одновременного удара всех потенциальных противников и прежде всего армий таких государств, как Иран, Сирия, Ливан, Ирак и Турция. Нельзя исключить и создание коалиции Ирана с боевиками ХАМАСа и «Хезболлы». Более того, Иерусалим не может быть уверен в том, что в случае возникновения большой ближневосточной войны Каир и Амман останутся приверженцами мирных договоров.
Согласно расчетам иностранных военных экспертов, израильские системы ПРО в случае совместных ракетных атак противостоящих государств и террористических группировок проявят свою максимальную эффективность только в течение двух недель. Далее оборонительные возможности противоракетного щита ЦАХАЛа, остaваясь достаточно мощными, все-таки могут пойти на спад. Поэтому стратегические и тактические задачи в плане обороны страны у израильских ПРО совмещаются.
Иерусалиму необходимо так выстроить свою противоракетную оборону, чтобы с первого же дня войны сбивалось практически 100% ракет, нацеленных на территорию страны.
Тем не менее до недавнего времени в многоуровневой израильской ПРО отсутствовал «нулевой рубеж» обороны. Теоретически «нулевка» устраняет угрозу ракетных и минометных обстрелов на расстоянии до 4 км. В условиях крошечной площади государства обеспечить полную безопасность приграничной территории от обстрелов из ракетных установок и минометов, расположенных едва ли не в считаных метрах от границы, особенно трудно. И эти трудности в определенной степени были устранены в 2015 году, когда на дежурство была поставлена тактическая израильская система ПРО «Железный луч» («Керен барзель, «ЖЛ»). Она предназначена для перехвата и уничтожения ракет сверхмалого радиуса действия на дальности до 7 км. Военный эксперт Амир Рапопорт писал в местной газете «Маарив»: «ЖЛ», сбивающий ракеты с помощью высокоэнергетичного лазера, стал ответом израильского концерна Rafael на просьбу Министерства обороны Израиля создать тактическую систему для защиты зон, в которых бессильна батарея «Железный купол» («Кипат барзель», «ЖК») - система ПРО, также разработанная концерном Rafael, прекрасно проявившая себя при защите от неуправляемых тактических ракет с дальностью полета от 4 до 70 километров».
Система «ЖЛ», использующая в качестве поражающего фактора действующий в течение 4-5 секунд луч мощного лазера, предназначена для уничтожения артиллерийских снарядов, мин и ракет ближнего радиуса действия, слишком маленьких для того, чтобы их мог эффективно перехватывать «ЖК». Кроме того, «ЖЛ» может уничтожать и беспилотники, относящиеся к разряду «малых».
Главные преимущества лазерного «выстрела» перед ракетами-перехватчиками - более низкая стоимость и неограниченный боезапас. Комплекс включает в себя радиолокатор, две лазерные установки, смонтированные внутри стандартных грузовых контейнеров, и пункт управления.
«ЖЕЛЕЗНЫЙ» ЛУЧШЕ «ЗОЛОТОГО»
Лучше в том смысле, что «ЖК», хотя и не сверкает, но защищает. Функции первого уровня национальной ПРО (и дублирования в определенной степени нулевого) выполняют именно батареи «ЖК». Авторитетный израильский военный эксперт Давид Шарп в статье «Ракетный щит Израиля», опубликованной в русскоязычной газете «Новости недели» 26 января 2017 года, указывает: «...фактически «ЖК» способен эффективно уничтожать цели, выпущенные с расстояний на десятки километров большие, чем указанные».
Каждая батарея «ЖК» защищает территорию площадью более 150 кв. км. Шарп также отмечает, что этот комплекс вполне годен к использованию в качестве ПВО ближнего рубежа. На боевое дежурство первая батарея «ЖК» заступила в марте 2011 года, а к концу 2014 года на счету этого комплекса было 1200 сбитых ракет. Израильтянам удалось существенно снизить эксплуатационные расходы «ЖК»: если раньше навстречу каждой запущенной террористами ракете комплекс «выстреливал» две ракеты-перехватчика «Тамир» стоимостью по 50 тыс. долл. каждая, то сейчас выпускается только одна ракета. Проявившие свою высокую эффективность батареи «ЖК» закуплены США, Южной Кореей, Азербайджаном и, вероятно, Сингапуром.
До недавнего времени все батареи «ЖК», прикрывающие территорию Израиля, входили в состав 947-го дивизиона (батальона) ПВО. В сентябре нынешнего года командующий силами ПВО и ПРО ЦАХАЛа бригадный генерал Цвика Хаймович объявил, во-первых, об увеличении количества батарей в этом дивизионе и, во-вторых, одновременно о формировании дополнительно 137-го дивизиона «ЖК». Замечу, что Хаймович, назначенный на высокую армейскую должность в 2015 году, считается одним из самых образованных израильских военных. Он получил степень бакалавра по ближневосточным исследованиям в Ивритском (Еврейском) университете в Иерусалиме, диплом выпускника Школы ВВС США и степени магистра Национального колледжа безопасности в Иерусалиме и в Хайфском университете.
Основная задача нового 137-го дивизиона - оборонять север страны. Кроме того, по словам его командира подполковника Йони Гринбойма, именно его подразделению поручена установка «ЖК» на корветы ВМС. Фактически в рамках этого дивизиона было создано «плуга ха - йамит» («морское подразделение»), которое при необходимости может стать плавучей батареей «ЖК», защищающей морское побережье и морские газодобывающие платформы.
Интересно, что конструкторское бюро Мордехая (Моти) Шефера, одного из ведущих в стране специалистов по ракетной баллистике, предложило в качестве альтернативы «ЖК» систему ПРО «Паамон» («Колокол»), которая не была принята на вооружение. И это при том, что Шефер, разработавший и усовершенствовавший ракету «Хец» («Стрела»), был удостоен премии Израиля за разработку системы наведения ракеты «Питон-3» класса «воздух-воздух», предназначенной для поражения целей в ближнем воздушном бою.