Во имя святого Рандома

Jul 28, 2014 12:10

Мир устроен интересно.

Что-то в нём подчиняется чётким закономерностям. Если подбросить вверх кирпич, он обязательно замедлится, остановится и прилетит обратно вниз. Если качнуть в сторону обычный маятник (грузик на ниточке), он обязательно будет колебаться с определенной частотой, медленно при этом останавливаясь.
Что-то подчиняется нечетким закономерностям. Если подбросить вверх тарелку и забыть поймать, то она, скорее всего (но не обязательно), разобьётся. Если то же самое проделать с кирпичом, то может разбиться голова поверхность, на которую этот кирпич прилетит.
Что-то на вид не подчиняется никаким закономерностям. В предыдущем опыте не получается предсказать, как именно разобьется тарелка (сколько будет осколков и какой формы). Если качнуть в сторону чуть более сложный маятник (две линейки на шарнире), он будет выписывать весьма причудливые траектории, которые в итоге станут совсем непредсказуемыми.

Такое причудливое поведение описывает теория хаоса, которая, если очень кратко, сводится к тому, что даже если система описывается детерминированными уравнениями, существуют состояния, когда ничтожные вариации параметров приводят к существенным изменениям поведения. То есть "настоящее определяет будущее, но приблизительное настоящее не определяет приблизительное будущее".

А еще есть квантовая механика, которая, опять же вкратце, утверждает, что положение и скорость микрочастицы не может быть измерена одновременно, и что как только мы измерили одну из этих величин, последующее измерение другой дает случайный результат. Случайный, как сейчас считается, фундаментально.

Комбинируя одно с другим, мы получаем, что в мире очень много процессов, которые в той или иной степени являются "случайными", "хаотическими", "беспорядочными", "непредсказуемыми" или всё это вместе взятое, и чем система сложнее, тем чаще в ней такие особенности проявляются.

Но это предисловие. Результат его прост - в мире неизбежно присутствует случайное.
Случайное, в этом смысле, это нечто (событие, явление, результат измерения - что угодно, назовем его Х), причина чего (другое событие, явление, результат какого-то другого измерения и так далее, приводящее к наступлению Х) отсутствует в природе (то есть ни одно из явлений природы не является причиной Х).

А теперь вспомним религию. В основе любого религиозного (мистического, магического, мифологического и так далее) мировоззрения имеется представление о сверхъестественном. Сверхъестественное - это нечто (событие, явление... - назовем его С), берущее начало из-за пределов нашего мира (то есть не имеющее причины среди явлений, миру принадлежащих).

Сравнивая эти два определения, получаем, что С = Х. Сверхъестественное, по определению, то же самое, что и случайное. И соответственно, по определению, присутствует в нашей с вами реальности.

То есть пресловутое "противостояние науки и религии" состоит не в том, "есть сверхъестественное или нет". Есть. Любое случайное явление, имеющее актуальные для жизни индивида последствия, по отношению к жизни этого индивида неотличимо от божественного вмешательства.

Противостояние состоит в вопросе, можно ли с ним договориться. Можно ли какими-либо своими действиями повлиять на то, каким именно образом в нашей жизни происходят те или иные случайные (=сверхъестественные) события?

И ответ на этот вопрос очень многопланов. Первый его уровень - в неукоснимом следовании народной примете " тупить - не к добру". Чем эффективнее человек реагирует на актуальные обстоятельства, тем более благоприятные события будут с ним происходить. В тои числе и случайные: ведь условия (не причины!) для части из них мы создаем именно своими действиями.

Второй его уровень - "мировоззренческо-психотерапевтический". При прочих равных условиях для человека благоприятнее жить, считая, что в мире "есть что-то" (глубинный смысл, святость, справедливость, абсолют, гармония, любовь, высший разум, карма, Бог(и) - ненужное зачеркнуть), нежели жить с ощущением "остановите землю, я сойду". А еще благоприятнее не просто "считать умом", а, эммм... ощущать "на подсознательном уровне" (оборот ругательный, но лучше я не могу с ходу придумать). А чем меньше ресурсов уходит на борьбу с неприятными ощущениями, тем больше остается на поддержание общей адекватности по пункту первому.

И третий уровень, тесно связанный со вторым - "ресурсно-психотерапевтический". Вера в успех повышает эффективность, а настрой на неудачу, наоборот, таковую активно провоцирует (без всякого сверхъестественного, просто через влияние на наше собственное состояние и эффективность деятельности). Стало быть, вера в успех, добытая хоть мытьём, хоть катанием, хоть молитвой, хоть медитацией, хоть университетским дипломом, хоть шаманской пляской с бубном - будет, опять же при прочих равных, влиять благотворно.

Главное - не путать этот третий уровень с первым. Никакая вера в победу не предотвратит эпик фэйла в заведомо безнадежной ситуации.

Успехов всем во имя святого Рандома!

эффективность, философское

Previous post Next post
Up