Еще одно впечатление о моей поездке в Екатеринбург, кроме сэра Йена Маккелена. Мы пошли туда с Мария Хамзина, чтобы скоротать время до открытия шекспировского фестиваля, а вышли в растрепанных чувства, я к тому же - потерявшая энную сумму в расположенном в музее совершенно нереальном книжном магазине. В общем, мой вердикт - в музей Ельцина надо водить детей. В обязательном порядке.
К слову, я человек по тем временам абсолютно не ностальгирующий, они жестко прошлись по моей семье. И когда я смотрю например прекрасный совершенно фильм «Поколение П», где 90-е воссозданы любовно и детально, я вздрагиваю. Но есть еще один момент - не то, чтобы я недооцениваю эту эпоху - я ее просто не до конца понимаю.
А музей Ельцина отлично погружает в атмосферу сложного для страны десятилетия.
Нет, правда. Я работаю с подростками, и знаю, что вот эту новейшую историю, время 90-х, им преподают из рук вон плохо, если вообще преподают. Реально - мне встречались
старшеклассники, которые в упор не знали, что там вообще что-то было: у них в головах перестройка - и сразу тучные годы и Путин. Может, учителя истории, пережившие тот период, настолько личностно к нему относятся, что не могут дать объективной оценки? Может, у нас нет какого-то общего понимания, как трактовать то время? Не знаю. Самые любознательные дети пробуют что-то узнать сами, но быстро путаются во всяких Политбюро, ГКЧП и СНГ, тонут в фамилиях - эти люди для них никак не персонифицированы и с ними ничего не связано. А между тем, мы знаем, как персонификация отдельных исторических личностей (возьмем к примеру исторические хроники одного английского драматурга, как без него) подстегивает изучение истории.
К слову, я человек по тем временам абсолютно не ностальгирующий, они жестко прошлись по моей семье. И когда я смотрю например прекрасный совершенно фильм «Поколение П», где 90-е воссозданы любовно и детально, я вздрагиваю. Но есть еще один момент - не то, чтобы я недооцениваю эту эпоху - я ее просто не до конца понимаю.
А музей Ельцина отлично погружает в атмосферу сложного для страны десятилетия. И делает это не только через персонификацию и даже некоторую канонизацию первого российского президента, но и через старательно воссозданные интерьеры (обычная квартира, советский магазин, троллейбус), артефакты (джинсы-"варенки", первая косметика, сигареты «Голливуд», китайские свитера, бытовая техника), медиа (в одном из интерьеров, стилизованных под комиссионку, на пузатой «видеодвойке» идет, например, передача «Любовь с первого взгляда»).
Экспозиция очень грамотная: все интерактивное, как в компьютерной игре - если на столе стоит телефон - сними трубку и услышишь какую-то звуковую информацию. На старых компьютерах с горизонтальными системниками, установленных в одном из интерьеров (что-то вроде пресс-центра или наблюдательного пункта Белого Дома - с множеством экранов по всем стенами «выломанной» дверью) на рабочем столе - текстовые документы, которые можно открыть и прочитать.
В экспозиции, посвященной неформалам, андеграунду и рок-музыке можно посмотреть клипы и послушать песни (с Машей там случилась мини-дискотека под «Ласковый май», а меня внезапно накрыло и очень сильно нарезкой из кадров жизни 90-х под «Перемен требуют наши сердца»).
Всю выставку можно условно поделить на две части: первая, расположенная на первом этаже, целиком посвящена Ельцину и эпохе, на которую пришлось его детство. Тут под стеклом - детские сочинения первого президента, старые фото, предметы времени (печатая машинка, фотоаппарат - кстати, чисто визуально нам эта эпоха знакома и понятна сильней 90-х, благодаря кинематографу тех лет и вернувшейся моде на «все советское»). Эту часть экспозиции мы с Машей миновали довольно быстро: во-первых, не сильно интересовались детством и юностью Бориса Николаевича, во-вторых, знали, что дальше будет что-то типа «музея 90-х» и спешили туда, и в-третьих, именно этот первый этаж оказался перенасыщенным: тут тебе и трансляция учебных фильмов и художественных фильмов эпохи, да еще и экскурсия с громким экскурсоводом, от которой мы все время старались убежать.
Второй этаж посвящен непосредственно августовскому путчу и последующему времени. И там по крайней мере для нас сосредоточилось все самое интересное. Например, День Первый - в обычной советской квартире обычный советский телевизор бесконечно показывает «Лебединое озеро». Я пропустила этот момент в своей жизни, а вот Маша отчетливо помнила этот день, и еще у нее был «такой же ковер» и хрусталь в «стенке», и пластинка «Наутилуса» такая же точно (повторю: экспозиция воссоздана с большим умением). В этой же комнате - дверь. Открыв ее, попадаешь непосредственно на штурм Белого Дома.
Экспозиция День Первый
Click to view
Реакция Маши на экспозицию День Первый. Вместо тысячи слов, что называется.
Click to view
Или еще одна экспозиция: кабинет Ельцина (с аутентичной мебелью, наверное, единственная экспозиция, где присутствовал охранник) времени его «отречения». Стол, пустой стул, видео-камера, направленная на пустое место, новогодняя елка. Даже «изморозь» на высоких окнах. И тут же по видеодвойке идет то самое «Я устал я ухожу» и можно сопоставить предметы в кадре с предметами на столе - один в один.
В общем, мы на самом деле пробежались по верхам, и на это у нас ушло два с лишним часа. А чтобы все прочитать и посмотреть - надо прийти несколько раз. И я планирую - и даже не в целях погружения в эпоху (на это, в конце концов, никаких нервов не хватит), но и просто для изучения этого периода. Он отдалился от меня на достаточное расстояние, чтобы я могла быть объективна и относительно спокойна.
Что еще? В магазинчике при музее много очень милого стаффа типа магнитиков с изображением неформалов, футболки с цитатами типа «Борис, ты неправ» и «Никогда такого не было - и вот опять».
И конечно многие вещи, представленные в музее, выглядят сейчас наивно. Навроде риторики «Мы наш мы новый мир построим» и финального Зала Свободы, в который ты как бы логично попадаешь, пройдя все выставку. Нет, пространство и здесь сделано с большим умом и пониманием - это просто огромное светлое помещение со стеклянной стеной, за которой - вид на просторы Екатеринбурга (открытый вид - река и небо) и надписью СВОБОДА на всю стену. И скамеечки - можно сесть и посидеть немного в ощущении свободы. Ну потому что, а где еще.