Mar 10, 2014 13:03
Для рецензии в журнал "Стольник" прочитала Геймана, "Океан в конце дороги", и неожиданно прониклась Гейманом, и слава богу, что он мне достался сейчас, а не в детстве; эта крыша и так держалась на ниточке и не сопельке, и Гейман с его смертельно прекрасной физиологической эстетикой снес бы все, что не успели снести девять принцев Эмбера и одни английский профессор. Впрочем, они и без Геймана неплохо справились, там до них уже побывал Александр Грин и ряд других не менее эпичных авторов (кстати, Гейман вполне встает в один ряд с Грином - по сочетанию сказочного и страшного; у Геймана разве что меньше патологии).
"Океан в конце дороги" - очень про детство и силу воображения, и то, как это работает; когда ты маленький, и твой друзья - только книги, и ты выходишь за границы своего маленького городка - и там вступаешь в битвы с темными силами иномирья, и маленький утиный пруд - это Океан, погружившись в который ты обретаешь Знание (но нельзя находиться там слишком долго, иначе ты исчезнешь, растворишься, сам станешь Океаном). И взрослые ничего не должны знать; да они и не знают. И когда маленькая соседская девочка оказывается древней богиней, такой сильной, она кричит темным силам "уходите с моей земли!" и закрывает тебя собой от черных птиц, которые хотят выклевать твое сердце - ты уже в общем не удивляешься. Потому что маленькие соседские девочки - они такие.
Кажется, Нил Гейман написал роман, значимый прежде всего для него самого. Потому что в этой истории есть что-то очень личное. В частности, в том, что, даже повзрослев, в минуты отчаяния ты всегда можешь вернуться в загадочное поместье Хэмпстоков, где тебя встретять древние боги и сделают тебе тосты и чай. Ты забудешь об этой встрече - и вспомнишь о ней только в следующий раз, когда непонятно зачем вдруг захочешь вернуться в городок своего детства. И каждый шаг по его улочкам будет отзываться забытыми воспоминаниями, и ноги сами приведут тебя к маленькому пруду в конце улицы, в котором, достигнув его, ты снова узнаешь Океан.
"Ну хорошо, - проговорил я. - Раз она так хотела взглянуть на меня, давайте я покажусь ей», - и, не успел я закончить фразу, как понял, что это уже случилось.
Сколько времени я провел на этой скамье? Я вспоминал Лэтти, а она меня проверяла. «Ой. Уже, наверное, не надо?»
«Нет, милый».
«И как, я прошел экзамен?»
В сгущающихся сумерках я не мог ничего прочесть на лице старой женщины справа. А женщина помоложе слева от меня сказала: «Жить и быть человеком - это не то, что пройти или провалить экзамен, милый».
Я поставил пустую кружку и тарелку на землю.
Джинни Хэмпсток продолжала: «Мне кажется, тебе лучше, чем в прошлый раз, когда мы виделись. Ты хотя бы начал отращивать новое сердце».
прекрасное,
книжки