ОНФ представил на Госсовете итоги мониторинга эффективности независимой оценки качества работы организаций социальной сферы.
Госсовет под председательством президента РФ обсудил эффективность независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы. Этот механизм действует с 2014 г., когда во исполнение указа главы государства был принят соответствующий федеральный закон. Однако мониторинг результатов работы этого механизма за 2015 и 2016 гг., который провели и представили на Госсовете активисты Народного фронта, показал, что в большинстве случаев такая оценка необъективна, не отражает мнения граждан и не приводит к улучшению в работе больниц, школ и учреждений социального обслуживания.
«Качество работы организаций социальной сферы - поликлиник, больниц, школ, детских садов, центров социального обслуживания и учреждений культуры, - это чрезвычайно чувствительная для граждан тема, - пояснил координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества», член Центрального штаба Народного фронта Виктор Климов. - Люди сталкиваются с этим в своей повседневной жизни, приоритетная значимость этой сферы неоднократно подтверждена самыми разными социологическими опросами. И задача, которую ставил глава государства, предполагала создание механизма, обеспечивающего реальный учет мнения граждан, возможность их влияния на качество обслуживания. Люди должны не просто отвечать на вопросы, но видеть результаты, чувствовать, что их мнение что-то значит. Оценка ради оценки не имеет смысла, система должна приводить к принятию управленческих решений».
Результаты работы правительственной системы независимой оценки качества за 2015 и 2016 гг. стали предметом проверки, проведенной в марте-апреле активистами Народного фронта. В ходе мониторинга были выявлены серьезные проблемы.
Во-первых, как выяснилось, оценка необъективна и не отражает мнения граждан.
Тестовый опрос посетителей 468 поликлиник в 81 регионе, проведенный Народным фронтом по методике Минздрава России, выявил, что у 47% учреждений оценки завышены. Так, 148 поликлиник не подтвердили оценку «отлично», 47 - оценку «хорошо», 22 «средне». Оценок «отлично», полученных по результатам теста, меньше на 41%, чем по официальной версии, а количество оценок «средне», «ниже среднего» и «неудовлетворительно» больше в 1,8 раза.
Показательно, что по некоторым объектам оценка была выставлена на основании всего лишь 1-4 анкет. Так, в 2016 г. в Удмуртии такого количества анкет хватило для выставления оценки 10 поликлиникам. В 2015 г. в Республике Калмыкия деятельность трех организаций была проанализирована на основании одной анкеты, еще четырех организаций - на основании 2-7 анкет. В Новосибирской области в прошлом году девяти школам хватило 1-7 заполненных анкет, чтобы получить свою оценку качества работы.
Наглядное доказательство необъективности выставленных оценок - чрезвычайные происшествия, которые впоследствии произошли в ряде организаций-«отличниц». Например, в январе 2017 г. в Уфимской больнице №13, получившей в 2015 г. согласно результатам НОК оценку «отлично» за условия для инвалидов, женщина с прооперированной ногой ползла по лестнице из-за неработающего в течение нескольких лет лифта. В Якутском доме-интернате для престарелых и инвалидов постояльцу в феврале этого года не открыли ночью дверь, и он скончался от переохлаждения на ступенях. На момент происшествия, по результатам НОК за 2016 г., учреждение было оценено на «отлично». В апреле в Иркутском детском доме-интернате для умственно отсталых детей №2 пришлось в массовом порядке госпитализировать воспитанников с кишечной инфекцией. По итогам 2016 г. интернат получил оценку «отлично».
Вторая серьезная проблема системы НОК заключается в том, что она не выявляет недостатки в работе организаций и не приводит в итоге к улучшению качества их работы.
«Почти половина размещенных на сайте результатов оценки - 24,5 тыс. (47%) - не имеют рекомендаций по повышению качества работы, - привел пример координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков. - А в 19,4 тыс. случаев (37%) рекомендации дословно совпадают для трех и более объектов, то есть написаны формально. В Ульяновской области по итогам 2016 г. 39 медучреждений получили одинаковую рекомендацию: «Главному врачу рекомендовано составить план по устранению недостатков. Составлен план по устранению недостатков». А в Орловской области 30 школ удостоились текста: «Учреждению даны рекомендации по разработке планов».
В-третьих, как отмечает Виктор Рожков, по результатам мониторингов обнаружилось, что государственная система независимой оценки качества не является независимой: 82% операторов НОК, которые собственно и проводят мониторинг и анкетирование среди потребителей социальных услуг, представлены бюджетными организациями, выполняющими эту функцию в рамках государственного задания. При этом распространена и совсем уж удивительная практика, когда опросы проводят работники оцениваемых учреждений».
Так, в Тверской области в 2017 г. Рамешковский районный отдел образования будет оператором у 21 подведомственной ему организации образования. А Центр обеспечения деятельности министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в этом году будет обеспечивать сбор оценок для 21 подведомственного министерству учреждения.
Еще одна интересная деталь: в состав трети общественных советов, которые определяют перечень оцениваемых организаций и порядок проведения НОК, входят руководители этих организаций. А чтобы скрыть наличие конфликта интересов, у членов общественных советов нередко указывают только их общественную деятельность - без упоминания занимаемых должностей.
Четвертая проблема, которую выделяют эксперты ОНФ, состоит в том, что большой размер анкет и отсутствие единого информационного ресурса препятствуют массовому участию граждан в механизме независимой оценки качества. Оценить качество работы организаций социальной сферы гражданам предлагают свыше 300 сайтов, имеющих различный формат. На заполнение анкеты уходит более 10 минут, при этом многие вопросы не используются для оценки или дублируют объективные показатели.
«Пока ситуация с независимой оценкой качества очень напоминает репризу из известного спектакля Театра кукол Образцова «На улице идет дождь, а у нас идет концерт!» - отметил Виктор Климов. - Наш мониторинг выявил множество фактов, свидетельствующих о том, что пока НОК остается лишь формальностью. Цели, поставленные президентом в «майских указах», не достигнуты. Понимая важность этой сферы для граждан, ОНФ недавно запустил свой федеральный проект «Народная оценка качества», задача которого - помочь независимой оценке стать реальным механизмом обратной связи и влияния потребителей на качество работы учреждений социальной сферы. Мы ставим мониторинг на регулярную основу и будем сопоставлять полученные мнения людей с данными официальной НОК. Существенные расхождения - это предмет для особого внимания, обращения в органы власти, публичного обсуждения, поиска решений и, конечно, контроля за принятием мер. Наш опыт уже показал, что огромное количество проблем можно решить без серьезных бюджетов разумными управленческими действиями».
В ОНФ представили свои предложения по улучшению независимой оценки качества работы организаций соцсферы. Так, необходимо интегрировать НОК в систему контрольно-надзорной деятельности (результаты НОК следует использовать в качестве основания для проверки организации надзорными органами и принятия управленческих решений органом власти - учредителем). Требуется исключить возможность аффилированности организаций и должностных лиц в ходе проведения НОК. Рекомендуется упростить анкеты для заполнения гражданами. Также эксперты Народного фронта считают необходимым формирование единой системы прямой и обратной связи, которая поможет объединить на единой технологической платформе все системы прямой и обратной связи с гражданами («Госуслуги», «Ваш контроль», в МФЦ, НОК и др.). Это позволит обеспечить прямое участие граждан и расширит их возможности в оценке всех услуг, предоставляемых путем использования ресурсов единого сайта, терминалов, смс-сообщений и т.д.
Источник