Общественники выступили за сохранение целостности семей с детьми в России

Mar 01, 2017 15:08




В ОП РФ обсудили предложения о законодательном «заслоне» от избыточных ювенальных норм

Участники общественных слушаний в Общественной палате РФ обсудили итоги мониторинга изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью и предложения о законодательном заслоне от ювенальных норм, заложенных в законодательные акты РФ, в том числе в ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

Модератором встречи выступила член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, консультант-эксперт Общественной палаты Свердловской области, судья в отставке Людмила Виноградова. На основании собранного материала, обобщения практики изъятия детей из семьи, представленного на мероприятии, была предпринята попытка составить «Анализ практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью».

Отмечается, что ранее Президент РФ Владимир Путин по итогам пресс-конференции в декабре 2016 года поручил Министерству труда и социальной защиты РФ, Общественной палате РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка проанализировать практику изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью. Срок исполнения был назначен 1 марта 2017 г., а ответственные - руководители ведомств: Максим Топилин, Александр Бречалов, Анна Кузнецова. Мониторинг проводился во всех регионах РФ.

Российские общественники выразили обеспокоенность тем, что ведомства могут оказаться не готовы к качественному выполнению поручения Президента. Общероссийская организация защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) внесло свои предложения по организации сбора сведений для дальнейшего их анализа.

Член ОП РФ Людмила Виноградова считает, что необходимо полностью убрать из статьи Закона формулировку об «изъятии детей».

«Что мы ожидаем от государства в данной области и что мы не получаем? Есть ли у нас ювенальная юстиция или ее нет? На данный момент мы следим за исполнением поручений Президента, которые он дал по итогам пресс-конференции и заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, и за тем, какие предпринимаются меры по проведению всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно принимаемых мер или неправомерного вмешательства в семью. В рамках ФЗ № 442 „Об основах социального обслуживания граждан в РФ“ общественными организациями проводится большая общественная работа в данном направлении, а также мониторинг ситуации. По результатам проделанной работы, считаю, необходимо полностью удалить из законодательства формулировку об „изъятии детей“, потому что во многих случаях не проводится должного анализа ситуации в конкретной семье и детей помещают в специализированные социальные учреждения, а родителям не сообщают о месте пребывания ребенка. Не составляются соответствующие акты отобрания детей из семьи, а также не всегда сам процесс изъятия происходит после заключения судьи, что должно быть обязательным», - отметила Людмила Виноградова.

Член ОП РФ также рассказала о создании рабочей группы по мониторингу изъятия детей из семей при Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области в городе Екатеринбурге, членом которой она является. Предполагается, что каждый случай отобрания ребенка у родителей будет исследоваться рабочей группой в рамках общественного контроля. В случае выявления признаков неправомерного или избыточного вмешательства в семью рабочая группа будет предпринимать действия, направленные на возвращение ребенка родителям, вплоть до судебной защиты.

Заместитель Секретаря ОП Свердловской области, член рабочей группы Лариса Докучаева представила итоги общественного мониторинга по неправомерному отобранию детей по ст. 77 Семейного кодекса РФ «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

«По собранным данным, больше всего отбирают детей в возрасте от 1 до 7 лет, из семей с одним родителем, из многодетных семей. В результате проверки также выявлены случаи конфликта интересов, потому что, согласно ст..2 ФЗ № 212 „Об общественном контроле“ могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля, но на практике представители ОП и родительского сообщества не имеют права самостоятельно проводить проверки и проникать в социальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», - сказала Докучаева.

Общественница предложила внести изменения в законодательство по правомерности отобрания детей по решению суда, а также создать лечебно-санаторные профилактории для лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Общественная палата в данном случае должна стать диалоговой, а не конфронтационной площадкой.

Участники также предложили сформулировать четкие критерии по отобранию детей, проверять, насколько есть угроза жизни и здоровью детей, чтобы максимально исключить субъективный фактор; а также убрать из ст. 77 СК РФ законных представителей: опекунов, попечителей, приемных родителей, потому что они имеют другой правовой статус.

Также в ходе обсуждения было высказано предложение создать Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам семей и родителей по прототипу детского омбудсмена. Данный орган будет, в том числе, предоставлять бесплатные юридические консультации семьям с несовершеннолетними детьми.

Подводя итоги, Людмила Виноградова подчеркнула, что действия представителя соцопеки должны быть направлены на максимальное сохранение целостности семьи, а не на отобрание детей: «Необходимо проводить больше реабилитационных мероприятий, помогать семьям в трудных жизненных ситуациях, а не заполнять организации несовершеннолетними детьми, лишая их родителей прав на воспитание».

Источник

Общественная Палата

Previous post Next post
Up