Forbes - Госкорпорация имени Сечина

May 28, 2012 16:53

Оригинал взят у igor_golovin в Forbes - Госкорпорация имени Сечина
Давно известно, что врагов нужно не только знать в лицо, что не очень сложно, особенно если они такие очаровательные как Надежда Иваницкая, обозреватель Forbes. Врагов также необходимо внимательно слушать. Авось они когда-нибудь проговорятся. И на сей раз они проговорились...

Рекомендую прочесть статью Иваницкой в журнале Forbes, где описывается нервозность западного олигархата в связи с недавним решением Путина оставить контроль над энергокомплексом страны в руках государства. В двух словах - Запад лелеял мечту наложить на российскую энергетику свои олигархические путы. А Путин взял и все эти путы перепутал. Причём сделал это настолько оперативно, что даже профильный куратор ТЭК Аркадий Дворкович не успел завершить свой переезд из Кремля в Белый дом. Но самое неприятное, что Путин сделал это также и умело, не нарушая никаких либеральных традиций! В итоге, в рамках запланированной приватизации госкомпания "Роснефтегаз" получает приоритетное право на покупку активов ТЭК. Таким образом, энергетические компании будут приватизированы, но они останутся под ведомством государственной компании. Правда, сказано, что, мол, это противоречит самой сути приватизации. Ну а дальше автор статьи пишет о завершении полного разворота первоначальной либеральной стратегии. Ну и остальной сопутствующий либеральный бред.



Что хочется отметить? Приоритеты Западных магнатов вполне определены и уяснены. Их только отказывается понимать либеральная челядь, запрограммированная обслуживать интересы этих самых магнатов.

Вспомним А.С. Пушкина, изучавшего политэкономию Адама Смита на лекциях своего лицейского учителя Куницина. Русский классик осознал, что богатство страны состоит в совокупности производимых в её хозяйстве товаров (продуктов), а отнюдь не в деньгах (золоте или серебре), которые всего лишь обслуживают оборот этих товаров:

"...Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет..."

Получается, не будет энергетики в руках управляющего субъекта (в данном случае государства) - не будет продукта. А при наличии продукта, никакого золота, в принципе, не нужно. Деньги-бумажки - практически любая современная типография способна напечать.

Зачем золото? Если имеется простой продукт, который производится не при помощи золота, не при помощи денег, а всего лишь при помощи энергии? А в современном мире - при помощи электроэнергии и её эквивалентов?

В принципе, позиция Путина в отношении либерализма, мне очень напоминает отношение послевоенного Сталина к марксизму. Иначе говоря, Путин осторожно отказывается от либерализма, следуя логике самого же либерализма. Как в своё время Сталин осторожно отказался от марксизма в терминах самого же марксизма. Подробности здесь.

И напоследок, в статье упомянуты друзья западной метрополии - Аркадий Дворкович, Игорь Шувалов. Собственно, на этих высокопоставленных персонажей сделана ставка Западными партнёрами.

И откровенные недруги - государственники, которые всё ещё пока вынуждены играть по чужеродным правилам. И что самое интересное - иногда и выигрывать: Владимир Путин, Игорь Сечин.

PS! Кстати, о Дворковиче весьма обстоятельно, ссылаясь на публичные заявления самого же Дворковича, сказано здесь.- И.Г.

Госкорпорация имени Сечина

Во время предвыборной кампании Путин неоднократно обещал приватизировать ТЭК, но, кажется, передумал, едва вступив в должность

Незадолго до президентских выборов, рассказывал мне высокопоставленный чиновник, в правительстве и Кремле шли бурные споры вокруг пенсионной реформы. Все понимали, что пенсионная дыра становится все больше и единственный путь решения проблемы - повысить пенсионный возраст. Либеральный блок правительства предлагал так и сделать. Но делать это очень не хотелось - мера непопулярная. Поэтому, говорит чиновник, Путину нравилась альтернативная идея: повысить пенсионный возраст, но так, чтобы никто не заметил. Вслух говорить, что ничего не меняется, а на самом деле создать пропорцию, которая предполагает выплату всей суммы, только если человек наработал стаж 40 лет. Иначе пенсионер получает половину. По-русски это называется «оболванивание».

Похожая ситуация сейчас происходит с государственной стратегией в энергетике. За те два дня, что новый профильный куратор ТЭК Аркадий Дворкович перевозил бумаги из Кремля в Белый дом, в отрасли произошло несколько далеко идущих перемен. Их последствия таковы: сокращения доли государства в экономике не будет в повестке президента Путина, а крупнейшие активы останутся под влиянием его правой руки в ТЭК Игоря Сечина.

На прошлой неделе бывший вице-премьер вошел в совет директоров государственного «Роснефтегаза» и тем самым снова попал в число людей, курирующих крупнейшие сырьевые компании. «Роснефть» теперь подконтрольна Сечину на 75% (такова доля «Роснефтегаза» в компании). В «Газпроме», на который он не оказывал достаточного влияния, работая в правительстве, у него будет хорошая стартовая позиция (10%). Таким образом, для участия в жизни всех ключевых предприятий ТЭК Сечину не хватало только энергетики.

Затем указом Путина «Роснефтегаз» получил право (причем, очевидно, приоритетное) на покупку активов ТЭК, которые стоят в очереди на приватизацию, - например, пакеты ТГК-5, «РАО Энергетические системы Востока» и еще ряда компаний. Таким образом, компании, которые государство будет продавать, всего лишь выйдут из ведения государственного агентства и попадут под контроль государственной компании - что в корне противоречит самой сути приватизации.

Одновременно с этим президент подписал и другой указ, который завершает полный разворот первоначальной либеральной стратегии. Крупнейшие сетевые компании, которые прошлый глава государства обещал продать, решено не просто придержать, а совсем запереть в чулане, записав в перечень стратегических активов. К слову, в указе ничего не сказано о том, что эти активы нельзя передавать другому государственному управленцу.

С одной стороны, государство не отказывается от своих обещаний приватизировать энергетику. С другой, получается, что самые ценные энергетические активы либо вовсе запрещено продавать, либо предполагается продать «Роснефтегазу». А управлять всем этим богатством будет человек, который много лет последовательно выступал за увеличение присутствия государства в экономике.

Вот суть происходящего, а дальше начинается риторика. Кремль не может просто отдать акции энергокомпаний «Роснефтегазу» подобно тому, как он поступил когда-то, создавая «Ростехнологии»: на предприятия оборонки, в отличие от ТЭК, не было особого спроса. Поэтому в этот раз власти решили соблюсти внешние приличия и компании как бы продать. Формально «Роснефтегаз» получит государственные активы не бесплатно, и Путин объяснил даже, что у компании есть на это «небюджетные средства», которые она получает от дивидендов той же «Роснефти». На самом деле эти дивиденды должны, конечно, идти в бюджет.

Путин говорит, что не хочет отдавать добро «за копеечки», имея в виду, что предприятия ТЭК недооценены. Тут он практически слово в слово цитирует письма, которые Сечин писал ему полгода назад. Документ о квазиприватизации активов, оправдывается президент, «ничего не меняет с точки зрения наших планов, но как бы отражает реалии сегодняшнего дня». «Роснефтегаз» получил активы не навсегда, а буквально в ближайшие три года все продаст - как только улучшится конъюнктура, которая, как известно, переменчива.

Президенту можно было бы верить, если бы управлять растущей госкомпанией был поставлен, например, сторонник сокращения доли государства в экономике Игорь Шувалов. Но занимается этим Сечин, архитектор «дела ЮКОСа» и специалист по консолидации активов под крылом у государства. А значит, никто не собирается распродавать предприятия ТЭК. Скорее можно ожидать трансформации «Роснефтегаза» в энергетическую госкорпорацию невиданных масштабов.

FORBES




Президент, экономика, Путин

Previous post Next post
Up