Дракон, чисто барочный

Dec 04, 2024 17:25

Ой, какое классное видео я посмотрела вчера! Опера про Дракона - BEMF Chamber Opera - Lampe The Dragon of Wantley.
Я скачала ещё в начале года, но руки не доходили, как обычно, а потом я благополучно забыла. Расчищая место на диске, решила ознакомиться, и не пожалела!
Итак: Джон Фредерик Лампе (1703-1751) Опера "Дракон из Уонтли".
История основана на балладе о драконе Уонтли и Муре из Мур-холла. Дракон опустошает население: Марджери («из Рот'рэм Грин») советует своему отцу, Гафферу Габбинсу, что Мур - тот человек, который сможет его убить. Мур больше интересуется выпивкой, но принимает задание в обмен на любовь Марджери. Мур убивает дракона «пинком в зад» и получает свою награду
(Источник)




Эта комическая опера высмеивала штампы и условности итальянской оперы-сериа (особенно нашего любимого Генделя) - сценарий удобно перекликается с историей спасения Анжелики в «Неистовом Орландо» Ариосто. И соперничество двух дамочек оооочень напоминает Куццону с Бордони;-). Джон Лампе (по-аглицки, значит, Лэмп, был фаготистом, в т.ч. и у Генделя играл в оркестре. Сам Георгий Фёдорыч с удовольствием слушал музыку Лампе, так пишут свидетели: Юмор заключается в несоответствии между итальянской музыкой Джона Фредерика Лампе, немца,
обосновавшегося в Англии, и намеренно ужасным либретто Генри Кэри (автора и композитора, в частности, «Салли в нашем переулке» и композитора мелодии к «Господь мой пастбище приготовит»): типичный куплет звучит так: «Зенон, Платон, Аристотель / Все были любителями бутылки». Целью были условности оперы seria, как это проиллюстрировано в операх Генделя, которого знал Лампе. О хорошем чувстве юмора пожилого человека говорит то, что, согласно письму, цитируемому Джоном Эндрюсом в буклете, «хотя это бурлеск на опере, тем не менее, г-н Гендель признает, что он считает мелодии очень хорошо сочиненными».
Впервые она была исполнена в театре Little Theatre в Хеймаркете 16 мая 1737 года. Возможно, будет преувеличением предположить, что Гендель имел в виду «Oh ho! Master Moore» Дракона, когда сочинял «The people that walking in darkness» в «Мессии» (1741) - голос и струнные в октавах, та же тональность си минор, - но было бы не неразумно найти отголосок «O ruddier than the cherry» из «Acis and Galatea» Мура в «By the beer as brown as berry» (та же тональность соль минор).
(Источник)




Ещё:
В XVIII веке была даже такая шутливая опера, "Дракон из Уонтли", основанная на мистической балладе о драконе, опубликованной в 1699 году в сборнике "Остроумие и веселье, или Лекарство против меланхолии".
В ее кульминации йоркширский дракон умирает от руки "яростного рыцаря" Мора из замка Мора, который выпил кварту живой воды и шесть кружек эля, чтобы обрести достаточную храбрость для победы в битве.

"Убит, убит!" - вскричал дракон, -
"Увы, увы! О горе!
Ты мог уйти, не трогая меня,
Не причинил бы боли".
Затем потряс главой и дрогнул,
К земле приник и испустил тоскливый вздох.
С колена на спину перевернулся,
Встонал, брыкнул, обгадился и сдох.
(Источник)







По профессии был Джон Лэмп фаготистом, но активно пописывал и оперы seria на итальянский манер, то есть серьезные, с мифологическими и античными сюжетами. В сезоне 1732/33 г. он осчастливил чопорных британцев аж тремя такими произведениями - "Амелией", "Британнией" и "Дионой". Успеха все три не имели ровно никакого, после чего мистер Лэмп смекнул, что его античные опусы и дальше успеха иметь не будут, и стал писать пародии и бурлески, причем именно на такие вот сюжеты. "Пирам и Фисба", например, именуется так: A Mock Opera, то есть "издевательская опера". Были и другие: "Мальчик-с-Пальчик Великий", "Дракон из Уонтли" и "Марджори, или Чума похуже Дракона". Объектом пародий Лэмпа был в первую очередь любимец британской публики Георг Гендель (тоже эмигрант из Германии), которому недавно уже досталось от драматурга Гея и композитора Пепуша - "сладкой парочки", написавшей знаменитую Beggar s Opera ("Оперу нищих"), где вместо богов и императоров на сцене выступали герои лондонского дна - воры, попрошайки и шлюхи. Пародируя Генделя, Лэмп, кстати говоря, в свободное время подрабатывал, играя на фаготе в его же операх-seria (а Гендель, говорят, забегал в свободное время на "Дракона", чтобы от души посмеяться).
(Источник)







Читаю в книге Ляли Кандауровой: Начиная с сезона 1734 г. Рич, которому сложно отказать в коммерческом чутье, заключает партнерство с Генделем: в понедельник в его театре могла идти опера seria, а во вторник - пародирующая ее балладная опера. Так получилось и с «Джустино»: через несколько месяцев после премьеры на той же сцене появилась комедийная сенсация 1737 г. - бурлеска «Дракон из Уонтли», к тому же написанная фаготистом из генделевского оркестра. Под помпезную псевдоустрашающую музыку ее герои тоже встречались с чудовищем, частично навеянным «Джустино». «Дракон из Уонтли» оказался самой популярной оперной комедией после «Оперы нищего» и продержался на сцене несколько десятков лет.
(Источник)




















































Мне очень понравилось! И музыка интересная, яркая, и певцы, и балет, не просто танцы, а с выражением:-)) Дракон красавец, такой готичный, артистичный, романтичный, жаль только, худосочный))) Бостонцы молодцы, радуют поклонников старинной музыки во всём мире, и даже нам кой-чего перепадает. Так что, как говорится, ура электрическому интернету!!!
Huzza! Huzza! Huzza!

image You can watch this video on www.livejournal.com

англичанство, Опера, барокко

Previous post Next post
Up