Униформа бурских республик, 1899-1902. Полиция, командиры, медики и др.

Aug 07, 2024 09:10

Вторым по значимости во второй Англо-Бурской войне после артиллерии военизированным контингентом буров, носившим единую форму одежды, была Южно-Африканская Республиканская Полиция (Zuid-Afrikaansche Republiek Politie; ZARP). В обиходе бурских полицейских называли по аббревиатуре их службы - Zarp; в издании автобиографического произведение Уинстона Черчилля "Мои ранние годы. 1874-1904" это прозвище перевели на русский язык как "юарпы", далее буду придерживаться этого названия.



Служащий Южно-Африканской Республиканской Полиции в полной форме. Раскрашенная фотография конца XIX в. и современная реконструкция.

Если артиллерию бурских республик породила опасность вторжения внешнего врага - британских колонизаторов и воинственных африканских племен, то полиция была обязана своим появлением необходимостью сдерживать "врага внутреннего", или казавшегося бюргерам таковым.
Зкономика бурских республик в своем бешеном темпе роста всегда обгоняла социальное развитие. Обнаружение в 1886 г. в Трансваале золота (Витватерсрандская золотая лихорадка) привело к быстрому росту промышленности, городов, сети железных дорог и телеграфа, появлению профессионального образования, формированию пролетариата и интенсивной трудовой иммиграции в некогда тихую и благочестивую фермерскую республику. Шахтеры и мастера на золотых приисках и шахтах Йоханнесбурга и других промышленных локаций были в большинстве своем мужчинами в расцвете сил, оторванными от своих семей и нуждающимися в грубых развлечениях после тяжелой работы. Буйным цветом расцвели притоны, там усталым работягам предлагали дешевый алкоголь, азартные игры, продажную любовь. Поразмыслив, трансваальский вольксраад (парламент, народное представительство) решил наслать на "дебоширов и развратников нового Вавилона" (проще: рабочий класс Йоханнесбурга и особенно бедняцкого пригорода Хайвельде) "руку закона", иначе говоря - полицию.
Были созданы четыре основных структурных подразделения. Конная полиция, смыкавшаяся по своим задачам с европейской жандармерией, обеспечивала охрану порядка в сельской местности и особенно на границах с агрессивными соседями - британцами и туземцами; эти были самыми дисциплинированными и боеспособными. Пешая полиция - городская, наиболее многочисленная; она сохранила сильное влияние "старых времен", была более коррумпирована и хуже подконтрольна правительству. Туземная полиция набиралась из негров и мулатов - уроженцев Трансвааля, ее компетенцией была охрана порядка в поселениях и районах компактного проживания чернокожих, где белые расисты "не хотели пачкать руки". Существовала и Женская полиция из нескольких десятков сотрудниц - яркий пример совмещения бурским обществом патриархального уклада с прогрессивным подходом к проблемам; применялась для пресечения преступлений среди женщин, чтобы коллеги-мужчины не распускали рук.


Эмблема Южно-Африканской Республиканской Полиции.



Шлем (реконструкция) и фуражка Южно-Африканской Республиканской Полиции. Музейные экспонаты.

Особого места заслуживает описание формы одежды "юарпов", столь же нарядной и даже вычурной, как у большинства "буров в мундирах". Вот как описывает ее Иен Найт в своей работе, посвященной войне 1899-1902 гг., вышедшей в известной своим интересом к униформологии серии Man-at-Arms/Osprey Military (303): "Форма полицейских была синей с синей фуражкой или белым тропическим шлемом для особых случаев. Обычно ее не носили в поле; тем не менее, в качестве замены существовал синий полевой китель простого покроя, застегивавшийся на крючки, с плоской черной плетеной каймой спереди по застежке и вокруг обшлагов, носившийся с широкополой шляпой. Брюки были цвета хаки, покроем для верховой езды. Многие "юарпы" сражались на начальной стадии войны в униформе цвета хаки гражданского покроя. До 1899 г. они были вооружены Мартини-Генри (карабинами), но с началом боевых действий им выдали Маузеры (винтовки)" (Ien Knight. Boer Wars 1898-1902.).
Дополнительные сведения по униформологии полиции Трансвааля предоставляет коллекция профильных музеев ЮАР. Щегольский белый пробковый шлем "юарпов" украшали роскошная эмблема с трансваальским девизом: "Eendragt Makt Magt" (Единство дает силу), а также чешуйчатый подбородный ремешок и острое навершие, выполненные из желтого металла. Круглые фуражки были британского образца, с лакированными козырьками; на них, как и на пряжках амуниции, и на пуговицах, помещалась монограмма ZARP, настолько витиевато зашифрованная, что напоминала скорее какой-то зулусский узор. Литеры из желтого металла ZАR (Zuid-Afrikaansche Republiek) на правой стороне стоячего воротника, наоборот, были совершенно простыми. Вооружение полицейского дополняли револьвер, сабля и деревянная дубинка, которую многие "юарпы" заменяли убойным длинным бичом для скота. Офицеры носили лядунки с кожаными перевязями, украшенные полицейскими эмблемами и бляхами со свистком на цепочке. Сотрудницы женской полицейской службы форменной одежды не имели, а только эмблему полиции при гражданском платье.
Небольшие полицейские силы существовали и у Оранжевого Свободного государства. Пишет тот же Иен Найт: "Полиция Свободного государства, которая насчитывала всего 150 чинов в 1899 г., включая конных и пеших полицейских, носила схожую форму одежды, но с нагрудными карманами на полевых кителях и значками Свободного государства на шляпах".


Бравые, подтянутые конные полицейские напоминают регулярных солдат; надо сказать, Конная полиция воевала лучше других "юарпов".

Командиры, военные медики и др.
В отношении бурских республик в Южной Африке в конце XIX в. (Трансвааля и Оранжевого Свободного государства) к формированию своих постоянных воинских и военизированных формирований главенствовал чисто практический подход: необходимый минимум профессионалов специальностей, которые невозможно заместить ополченцами. Однако на финансировании этих проектов ни золотоносный Трансвааль, ни более скромная Оранжевая Республика не экономили и даже позволяли себе некоторые эстетические развлечения, более свойственные для "старых" военных держав - например весьма сложную систему униформы.



Образцы униформы бурских республик: слева полевой китель полиции Трансвааля, справа - парадный мундир артиллерии Оранжевой.

Государственная артиллерия Трансвааля и Артиллерийский Корпус Свободного государства (Оранжевой), а также Южно-Африканская Республиканская Полиция были обеспечены формой одежды со вкусом и знанием дела, о чем было рассказано в предыдущих материалах. Однако на этом униформированные контингенты вооруженных сил бурских республик не исчерпывались.
Показательно, что командный состав бурских вооруженных сил, соответствовавший их милиционной структуре (всеобщее ополчение), не имел установленной законом формы одежды или знаков различия. В мирное время военная иерархия в Трансваале была такова: делами обороны ведал военный командующий - коммандант-генерал, в распоряжении которого находился небольшой штат ассистент-генералов (нечто среднее между адъютантами и штабом), ниже следовали окружные и районные воинские начальники - комманданты (17 душ) и фельд-корнеты (менее сотни). Это были скорее военные администраторы и логисты, чем классические офицеры. В военное время существовал также статус фехт-генерала (досл. с африкаанс: "сражающийся генерал"), что-то типа "бревета", т.е. временного генерала в английской военной традиции. Отсутствием официальных мундиров трансваальское правительство как бы подчеркивало демократизм и доверие, которым эти должностные лица были обличены от имени народа. Оранжевое Свободное государство, как всегда, повторяло модель своего преуспевающего соседа, но в более скромных масштабах.



Коммандант-генерал Трансвааля Петрус Якобус Жубер в присвоенном его званию парадном мундире, в черно-белых тонах фотографии и на портрете работы Терезы Шварце (1890).

Однако демократичность институтов власти - дело хорошее, но с личной гордостью, присущей военному человеку всех времен и народов, сочетается плохо. "Нежность к мундиру", воспетая Грибоедовым, была не чужда генералам, коммандантам и фелд-корнетам Южной Африки. Коммандант-генерал Трансвааля Петрус (Пит) Якобус Жубер, занимавший этот пост с 1880 г., позаботился, чтобы его статус был подкреплен соответствующими регалиями: для него была разработана особая форма командующего. Она представляла собой парадный мундир, схожий с теми, которые носили высшие британские офицеры - темно-синий однобортный, спереди обшитый по застежкам атласными черными лентами. Роскоши добавляли витые золотые погоны с красной подложкой, богато расшитые золотом рукава и воротник, и, разумеется, заветные генеральские штаны с толстыми лампасами из золотого галуна. Некоторые другие бурские генералы в торжественных случаях использовали форму Государственной артиллерии образца 1890 г. - двубортные темно-синие кителя с обшитыми золотом воротниками, свидетельствовавшими об их принадлежности к старшим офицерам. Подобно президентской ленте Трансвааля с массивным изображением герба, известной по официальным фотографиям "папаши" Пауля Крюгера, высшие военные командиры Трансвааля носили схожие знаки отличия своей должности - сине-бело-красные, по основным цветам знамени (там был еще зеленый), кушаки. Совсем не подходил к элегантной генеральской форме парадный головной убор - старомодный цилиндр; но что уж поделать, если буры считали его признаком "большого человека". Одного только Пита Жубера было невозможно заставить надеть при мундире аляповатый цилиндр, и он предпочитал кепи артиллериста или широкополую шляпу с национальной кокардой.


В начальный период второй Англо-Бурской войны 1899-1902 гг. кое-кто из бурских генералов даже воевали в таком броском наряде. Утверждается, что в проигранном бурами сражении при Эландслаагте 21 октября 1899 г. "генерал Кок, одетый в цилиндр и парадный мундир, возглавил контратаку, размахивая своим цветным поясом" (Charles Rayne Kruger. Goodbye Dolly Gray: The Story of the Boer War. London: Cassell, 1959). Генерал был смертельно ранен и взят британцами, его пробитый окровавленный мундир затем был выставлен в Лондоне на потеху зевакам как свидетельство "британского триумфа".
Вторая Англо-Бурская война была первой хрестоматийной "войной цвета хаки", и понятно, почему генерал Йоханнес Кок, человек старшего поколения, оказался в своем ярком мундире в положении, более свойственном в первую Англо-Бурскую 1880-81 гг. для британских офицеров. Большая часть бурских командиров, будучи сами разработчиками своей униформы, учли жестокий дух времени. Генералы, комманданты и фельд-корнеты, "обшиваясь" мундирами, призванными выделять их положение среди одетых в штатское ополченцев, в абсолютном большинстве выбирали защитный цвет. Фотографии периода второй Англо-Бурской войны содержат богатый материал по униформологи бурских командиров. Этого достаточно, чтобы наметить основные тенденции.


Генералы Л.Й. Майер (слева) и Лукас Бота (в середине) в собственных вариантах полевой формы.

В покрое кителей прослеживается подражание британской модели - удобная однобортная куртка с карманами и матерчатыми погонами. Брюки предпочитали свободного покроя или, опять же на британский манер - галифе, а практически безальтернативным головным убором являлась широкополая или более компактная круглая шляпа, как правило, с подогнутым под кокарду полем. По своему усмотрению некоторые командиры дополняли полевую униформу декоративными элементами - матерчатыми розетками цветов бурских республик, металлическими республиканскими гербами, полосками галуна на рукавах (предположительно, соответственно званию).


Русский военный агент (атташе) при бурских войсках подполковник В.И.Ромейко-Гурко среди командиров трансваальских ополченцев и иностранных добровольческих подразделений. Справа, с конем, скорее всего артиллерист в светлой полевой форме с небесно-голубыми воротником и обшлагами.

Стоит еще раз оговориться: форму носили далеко не все бурские командиры (например, генерал Пьет Кронье принципиально одевался только в штатское), она не была регламентирована никакими актами республик и представляла собою по сути плод личной фантазии ее обладателей.


Русский доброволец бурской службы Евгений Яковлевич Максимов, подполковник Рос. имп. армии, авантюрист, писатель и путешественник в "самошивной" форме фехт-генерала Трансвааля.

В случае попадания бурских командиров в плен к британцам, никаких привилегий в режиме содержания такие мундиры не обеспечивали. Британцы, крайне болезненно относившиеся к переодеванию некоторых буров в трофейную британскую форму (по законам и обычаям войны это приравнивается к акту шпионажа и карается смертью), угрожали поставить пленного бурского командира к стенке, если его мундир казался им слишком похожим на британский. Так, например, произошло в случае с самым молодым коммандантом Оранжевой Республики капитаном Гидеоном Шиперсом, которому на британском военном суде в 1901 г. хотели вменить в вину такой эпизод. Лишь показания другого пленного ополченца (кстати, еврея из России), который сам сшил командиру эту форму, сняли обвинение. Но Шиперса это не спасло. "Когда он поправился (был захвачен тяжело больным), то предстал перед судом, обвиненный в нарушении военных законов и в убийстве нескольких туземцев. По приговору суда лидер мятежников в декабре был казнен. Своей отвагой и молодостью - а ему было только двадцать три года - он вызывал симпатию..." (Артур Конан Дойл. "Великая бурская война").


Командиры ополчения Оранжевого Свободного государства в единообразных защитных полевых блузах.

Полевые медики бурских вооруженных сил, наоборот, получили единообразную установленную форму одежды. Историк Йен Найт в своей работе Boer Wars 1898-1902 (Man-at-Arms/Osprey Military, 303) приводит образец - китель и брюки цвета хаки стандартного покроя, на воротнике - броские белые петлицы с эмблемами Красного Креста. Бурские военные врачи единственные во всей армии республик спокойно носили в зоне боевых действий пробковые шлемы (вообще-то ставшие для буров символом англичан-захватчиков), но только в сочетании с хорошо заметными знаками отличия Красного Креста: эти международные символы милосердия буры весьма уважали и не вели по ним огонь.



Подавляющее большинство бурских ополченцев воевали в своей повседневной одежде, однако среди них также был контингент, вышедший на поля сражения в униформе собственной военизированной общественной организации. Речь идет об участниках "Добровольческого корпуса" из Йоханнесбурга (Vrywillingerkorps Johannesburg). Это формирование появились в 1865 г. как Стрелковый корпус Претории, нечто вроде мужского молодежного патриотического клуба, члены которого совершенствовались в стрельбе, верховой езде и тактических навыках, безвозмездно оказывали властям помощь в охране порядка, делали добровольные взносы на обороноспособность и шефствовали над воинскими подразделениями (когда таковые появились). С выходом промышленного Йоханнесбурга на первое место среди городов Трансвааля штаб-квартира Добровольческого корпуса переехала в этот "мегаполис". По состоянию на 1898 г. председателем (капитаном) Корпуса был Я.П.Йоост.
Добровольчество было развлечением не для бедных, зато участники Корпуса могли позволить себе шикарную парадную форму: короткие синие однобортные кителя с обшитыми декоративной тесьмой воротниками и нагрудными карманами и расшивкой на рукавах, аксельбанты, нарядные кепи с белыми плюмажами и клубные брюки. Для боя она не годилась, но когда в 1899 г. началась война с Великобританией добровольцы в полном составе вступили в Йоханнесбургское коммандо в общей для всех щегольской полевой форме: замшевые куртки цвета хаки с черными бархатными воротниками и обшлагами, брюки-галифе с кожаным "очком", широкополые шляпы с черным страусовым плюмажем справа.


Участники Добровольческого корпуса в парадной/клубной форме, Йоханнесбург, 1898.

Эти любившие наряжаться молодые богачи, тем не менее, проявили себя храбрыми, самоотверженными бойцами. Помимо многих отличий в боях, они продемонстрировали запредельный для войск Трансвааля уровень потерь: с фронта не вернулась половина участников Добровольческого корпуса (средний уровень безвозвратных потерь по бурским республикам - 6,6%).
Собственную форму или ее элементы носили также некоторые отряды иностранных волонтеров на бурской службе, однако они не являются предметом этой серии материалов.
____________________________________________________Михаил Кожемякин.

военная форма, изобразительные источники, реконструкция, 20 век, аксессуары, 19 век

Previous post
Up