В начале 1880-х годов в России особенно активизировалось движение в защиту народных ремесел, их сохранения и развития, ряды собирателей пополнили «патриотически настроенные дамы», материальный статус которых позволял создавать собственные коллекции. Яркой представительницей «дамского коллекционирования» стала Наталья Леонидовна Шабельская.
Владимирско-Нижегородский кокошник
Средина 19-го века. 17.8 x 104.1 см. Шёлк, стекло, металлическая нить, полудрагоценные камни, жемчуг, хлопок.
Поначалу увлекающаяся рукоделием Наталья Леонидовна организовала вышивальную мастерскую. В 1877 г. во время одной из поездок по Волге, Наталья Леонидовна попала на Макарьевскую Нижегородскую ярмарку, где приобрела первые образцы старинных русских вышивок. С тех пор она поставила себе целью изучить эту отрасль русского народного творчества, собирать и хранить его образцы, а также создавать новые работы в том же стиле.
Северно-русская (Новгородская, Архангельская губ.) "коруна". Девичий, часто свадебный головной убор. Сажение по бели. Надевался обычно поверх праздничной парчовой "повязки". Так рассказывали еще в 70-е гг. на Пинеге (атрибуция Нины Артеменко. Нина, большое спасибо!)
В 1890 г. в Историческом музее прошла первая выставка коллекции Натальи Леонидовны, где было представлено 676 предметов из 21 губернии. В 1893 году Наталья Леонидовна показывала свою коллекцию на Всемирной выставке в Чикаго, в 1894 году в Брюсселе и Антверпене, а в 1900 на Всемирной выставке в Париже, где была удостоена бронзовой медали.
Калужский кокошник.
Средина 19-го века. 21.6 x 105.4 см. Шёлк, жемчуг, металлическая нить, хлопок, бумага.
Ее московский дом превратился в музей русской старины. Каталог собрания включал более 4000 предметов. Эта коллекция была самым большим собранием текстиля России второй половины XIX - начала XX вв.
Костромской кокошник-сборник (другой вариант названия - "боярский кокошник").
Конец 18-го века. 34.3 x 17.8 cm. Шёлк, жемчуг, хлопок, металлические нити.
В настоящее время коллекция Шабельских находится в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Государственного исторического музея, Российского этнографического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, музее Метрополитен, а также у частных коллекционеров США и Франции.
Девичий головной убор «Венец»(Коруна). Архангельская губерния.
1795-1805. 14 x 24.1 cm. Бумага, шёлк, хлопок, металлические нити, стекло, жемчуг.
Женский головной убор Златоглав. Курская губерния.
19-й век. 15.2 x 21.6 cm. Шёлк, лён, стекло, перламутр, металлические нити.
Дополнение от Елены Когутовской: "по-моему убеждению, это название ошибочно присоседилось к данному головному убору в интернете.. В печатных источниках, более авторитетных, златоглавами называются другие головные уборы (легко найти по запросу), как раз типичные для Курской губернии, декор которых - сплошной богатый золотой позумент - как раз и дает понять, откуда растут корни названия. Здесь, к слову сказать, и золотных деталей практически нет
http://vk.com/photo29185651_236636690 альбоме Шабельской комплексы с этим головным убором и с аналогичным на соседней странице подписаны как тверские."
Московский циллиндрический кокошник с поднизью.
19-й век. 16.5 x 30.5 cm. Шёлк, металлические нити, перламутр, жемчуг.
Фото головных уборов - из той части коллекции, что принадлежит музею Метрополитан.
За подробные атрибуции фотографий большое спасиб
Ольге Мамаевой Использованы текст
chudina_ij http://bellezza-storia.livejournal.com/132065.html