Сток 2: попытка реконструкции

Jan 07, 2017 01:06

В предыдущем посте я, насколько мог, разобрал историю и типологию стоков в ампире. Разумеется мне захотелось провести эксперимент и реконструировать этот важный аксессуар. Ниже представлен вариант реконструкции с комментариями.

Для начала нужно было определиться с типом стока. Принципиально различаются сток типа 1 и типов 2-3-4, а поскольку последний тип существовал куда более длительное время в 19 веке и в связи с тем, что костюм у меня сделан по модной гравюре 1825 года, я выбрал тип 2. К счастью для нас, есть как минимум два подробных разбора сохранившихся оригиналов:
Поздний сток, но нужного типа --- подробный анализ купленного на барахолке стока с фотографиями в различных ракурсах и макросъемкой деталей.
Сток 1830-х годов, но уже 3 типа --- много фотографий аукционного лота.

Эти два текста уже дают представление о выкройке, а сверка с остальными изображениями эти выводы подтверждает. Я сделал наиболее простую выкройку с ровной верхней линией. Для двух горбов, которые иногда встречаются на оригиналах, необходимо ее еще более закруглить:

Обратите внимание на кривой центральный шов: в собранном виде сток должен скорее напоминать однополостный гиперболоид, чем цилиндр.
Размеры лучше всего смотреть по обхвату шеи. Клетка под выкройкой сантиметровая.

Следующий вопрос, который встает, это выбор материала. Как правило, все описанные оригиналы обтянуты шелком, так что для внешнего слоя подойдет шелковый атлас или тафта. Желательно также, чтобы платок, из которого будет завязан узел (я делал 2-й тип стока, где шейный платок присутствует как отдельный аксессуар и его можно завязывать в различные узлы) был сделан из того же материала. Самый трудный вопрос - основа. То немногое, что мы знаем про стоки, говорит нам о том, что в основе могут быть:
1. Просто плотная простеганная ткань.
2. Китовый ус между двух слоем ткани.
3. Шнур в защипах или между двух слоев ткани.
4. Кожа (Скорее всего она встречалась в стоках у военных, но ничто не мешало на ее основе делать и гражданские стоки).
У меня есть предположение, что в основу могли вставляться и металлические планки (особенно по центральному шву), но я не нашел этому подтверждений. Книги по завязыванию шейных платков (вновь отсылаю читателей к исходному посту - там есть ссылки на множество оных на разных языках) указывают, что самый лучший вариант --- сток на китовом усе. Именно на такой конфигурации я и остановился, тем более, что картинка во французской книге 1827 года дает раскладку по направлениям:


Сравнение этой картинки с изображениями оригинальных стоков требует добавления одной детали: по центральному шву должны идти две кости снизу вверх, чтобы сформировать центральную изогнутую форму.

Остается одна не очевидная деталь: как именно должна ложиться выкройка на ткань? Внимательное рассмотрение всех имеющихся изображений оригиналов под максимально доступным увеличением дает не сходу очевидный ответ: все детали кроятся ПО КОСОЙ! Это хорошо видно на трех стоках: белом 2-го типа, черном 2-го типа и белом 4-го типа. Лучше всего направление видно на обтягивающем шелке на хвостиках, где этот шелк начал истлевать вдоль направлений нитей ткани. Точно утверждать про крой по косой для ткани основы нельзя, однако эксперимент показал, что китовый ус и так придает необходимую жесткость, а вот крой по косой всех вообще деталей придает некую эластичность, что очень позитивно сказывается на использовании (все-таки это украшение, а не шейный бандаж после перелома позвоночника).

Таким образом, получаем основу (в данном случае это два слоя "Грации" с трехгорки и пластиковый китовый ус между ними):

Вид снаружи.

Вид изнутри.

После обтягивания атласом, добавления подклада (тонкий хлопок) и установки застежки (каждый хвостик это два слоя грации обтянутые атласом и с подкладом как у основного стока, пряжка куплена на одном из европейских реконструкторских сайтов):

Вид снаружи.

Вид изнутри.

Важная деталь: тонкий атлас слишком сильно облегает кости и необходим еще слой плотной ткани, чтобы простежка костями не настолько сильно выпирала. Скорее всего в 19 веке использовался чуть более плотный атлас, но его гораздо труднее найти. Я в данном случае просто под атлас подложил хлопок как на подклад и этого оказалось достаточно.

А вот так сток выглядит в закрытом виде:




Сам сток я уже доделывал после бала, на котором использовал его в первый раз, однако в основном это касалось подклада и застежки, так что вот фотографии с мероприятия с аксессуаром в действии:


Автор фото - Владимир Юрьевич. Узел получился не совсем тот, который я хотел: это бальная версия Ирландского узла. Концы платка булавками приколоты к подтяжкам (так нас учат модные книги по завязыванию шейного платка).

Надеюсь, что в скором времени эта деталь мужского костюма появится у всех ампирных кавалеров ;-)

ампир, 1820, 19 век, 1830, 1810, аксессуары

Previous post Next post
Up