обзор портретов 16 века будет не полным, если не представить многочисленные портреты…
вот здесь - заминка. ибо не знаю, как правильно сформулировать…
в те замечательные по точности передачи индивидуальных черт лица на полотне времена, портреты одной из самых могущественных и богатых правительниц - королевы англии елизаветы 1, сложно назвать портретами в прямом смысле этого слова.
живая, энергичная, бодрая и остроумная королева предстает на них в виде неизменно застывшей полумертвой белой маски, без жизни и чувства (есть только один известный мне портрет, который, на мой взгляд, более-менее показывает именно характер елизаветы - он вынесен в шапку поста).
но зато в деталях и подробностях эти многочисленные полотна передают необыкновенные даже и для того чудного времени наряды правительницы англии.
здесь художники превосходят самих себя в натурализме.
отчего это так - для меня загадка.
можно было бы объяснить ее тем, что в англии того периода не было мастера, способного адекватно передать черты лица королевы… но эта версия не выдерживает критики - есть иные портреты того же времени и места, на которых простые смертные англичане изображены вполне удачно…
в конце концов, при желании, елизавета вполне могла себе позволить выписать более качественного художника из любой европейской страны. однако она это не сделала.
и в итоге мы имеем скорее не портреты самой королевы, но портреты ее платьев, кружев и драгоценностей.
сама же королева, считавшаяся современниками недосягаемым эталоном красоты, благодаря этим изображениям, слывет среди потомков разряженной дурнушкой.
портреты елизаветы - это выставка богатства и могущества ее страны, выраженные в одеждах правительницы.
на ее фоне не только любая современная европейская королева выглядела убогой сироткой в залатанном чепчике, но даже и какой-нибудь облитый драгоценностями великий могол чувствовал бы себя ущербным нищебродом.
наряды писались с натуры, вопреки распространенной в то время манере иной раз изображать человека богаче и красивее чем на самом деле.
очень прижимистая и экономная в хозяйственных делах елизавета давала слабину, когда речь шла о нарядах и предметах роскоши.
после ее смерти осталось 3000 платьев и несметное число драгоценностей. вызывающая роскошь окружала ее везде. во дворце ее периода даже цветочные горшки были сделаны из золота.
елизавета любили наряжаться, возила с собой всегда свой гардероб полностью, и меняла платья несколько раз в день. (способность паковаться в такие футляры так часто - отдельная загадка для меня. иной раз впечатление, что в них можно было только стоять, да и то с опорой на кресло или стол... правильно все одеть, зашнуровать и обильно развесить все броши и подвески - это должно было быть очень долгой и утомительной процедурой, хоть и понятно, что с применением толпы специально обученных сотрудников! )
а что это были за платья!!!
часто говорят, что королева не имела вкуса. на цветастую материю лепились обильные кружева, а все свободное место было усеяно брошами, бусами и подвесками…
откровенно говоря - думаю, правительница самой богатой и могущественной страны того времени, причем, сама сделавшая эту страну самой богатой и могущественной могла себе позволить собственную моду.
и вся живость ее ума и характера дошли до нас в этой пестроте, грандиозности и экстравагантности ее платьев.
в ролике я использовала, по возможности, в хронологической последовательности, все найденные на просторах интернета портреты елизаветы. те из них, где это было возможно по размерам изначального файла даны в подробностях - так, что иногда моя работа напоминает полицейские фотографии с места преступления.
однако же, думаю, вполне интересно детально рассмотреть то, что нам хотела показать одна из самых умных и успешных женщин и правительниц в истории...
Click to view