Оригинал взят у
alienordis в
Рубенс и Ван Дейк в моде XVIII-XIX вв. Примерно через сто лет после того, как Рубенс написал портрет свой жены Елены, этот образ стал очень популярен в Англии. Так называемый «костюм жены Рубенса» не выходил из моды (либо, периодически в нее возвращался) на протяжении всего XVIII века. Эпоха историзма еще не настала, поэтому платья с аллюзиями на образ Елены Фурмент не одевали в обычной жизни. В них появлялись на маскарадах или позировали для портретов.
Мода эта особенно расцвела в Англии.
Портрет Hélène Fourment. 1635 г.
Многие дамы на портретах в стиле "жены Рубенса" тоже держали в руках перо, чтобы подчеркнуть аллюзию со знаменитым полотном.
Томас Хадсон. Портрет леди Оксден. 1755-56 гг.
Джордж Ромни. Шарлотта, леди Милнз. 1788 г.
Сходство портретов с оригиналом варьировалось от нарочитой имитации позы и костюма...
Томас Хадсон. Портрет Лени Франсес (Финч) Куртоне. Около 1741.
... до весьма фантазийной трактовки.
Томас Гейнсборо. Портрет госпожи Грэхем. 1775 г.
Мода на костюмы в стиле "жены Рубенса" породила еще одну тенденцию - моду на костюмы в стиле полотен ученика Рубенса Ван Дэйка.
Антонис Ван Дэйк. Портрет королевы Генриетты Марии с карликом. 1633 г.
Антонис Ван Дейк. Портрет лорда Джона Стюарта и его брата Бернарда Стюарта. Около 1638 г.
В стиле Ван Дэйка одевались не только женщины, но и мужчины. Именно мужские портреты портреты в костюмах эпохи Ван Дэйка снискали особенную популярность.
Джошуа Рейнольдс. Портрет Джорджа Джона Спенсера, 1774-76 гг.
Гейнсборо. Мальчик в голубом. 1770 г.
Некоторое время спустя костюмы в стиле великих фламадцев вошли в жизнь англичан и влились в повседневную моду того времени. В моде XIX века от них остались большие воротники, спадающие на плечи и кружевные манжеты с отворотами.
Платье, 1898 г.
Источник:
www.metmuseum.org Платье для ужина. 1897-1900 гг.
Источник:
www.metmuseum.org Домашнее платье. 1894 г.
Источник:
www.mcny.org Платье, 1900-5 гг.
Источник:
www.metmuseum.org Платье, 1895 г.
Источник:
www.metmuseum.org Отделка края ткани фестонами, как на нижней юбке платья с предыдущей картинки, получила в английском языке название "ван дейк" (van dyke) в честь великого художника (фестоны напоминали о воротниках с его картин). Такая отделка применялась в платьях самых разных стилей.
Платье, 1874-5 гг.
Источник:
www.metmuseum.org Платье, 1896 г.
Источник:
www.metmuseum.org Свадебное платье, 1879 г.
Источник:
www.metmuseum.org Использованная литература:
Barbara Baines, Revivals in Fashion. 1981.
http://georgianaduchessofdevonshire.blogspot.ru/2008/06/rubens-wife-phenomenom.html Еще на эту тему можно почитать:
Историзм в моде XIX - начала XX века. Издание второе, переработанное и дополненное. Историзм в иллюстрациях модных журналов XIX - начала XX вв. Готические стили в моде XIX в. Стиль "Медичи" в моде XIX в. Стиль барокко в моде XIX в. Стиль рококо в моде XIX века Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.