Готические сороковые.

Aug 25, 2013 19:42

Платья сороковых годов XIX века, на мой взгляд, являются одними из самых красивых. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами не только красотой, но и информацией про эти действительно необычные наряды, практически ставшие символом викторианской эпохи.
Оригинал взят у miss_candell в Готические сороковые.
Английские женщины в 40-е гг. «развивали свою духовность за счет телесности». Для них это был период наименьшей физической активности, выражать свои чувства и эмоции было принято не с помощью движений, а изящной неподвижной грацией, принятием статичных поз, что считалось более приличным для леди (ladylike). Костюм этому способствовал. Разумеется, это было не слишком полезно для здоровья, но едва ли это кого-нибудь беспокоило, так как соответствовало состоянию духа, при котором тело должно было быть подавлено. К тому же, пышущее здоровье считалось чуть ли не неприличным для леди (unladylike).



1843

На протяжении декады наряды становились все более пышно украшенными.


1841


1848

Но основная форма оставалась неизменной, поскольку не было серьезных духовных изменений, положение среднестатистической английской женщины очень мало развилось в эту декаду. Это связано и с тем, что в этот период времени происходившие исторические события очень мало отразились в женской моде (сравним с ампиром: военные детали, то, что мы бы сейчас назвали «стилем милитари» были на пике моды!). Новые возможности для путешествий, развитие железных дорог, экономический застой - все это коснулось мужчин, но не женщин. Женщины почти не путешествовали и не разбирались в политике. От них требовалось четкое понимание своего социального положения, но они все еще боялись проявлять себя действием. Таким образом, основное развитие костюма заключалось в постоянном расширении юбки.

В самом начале сороковых годов в моду входит длинный лиф с треугольным мысом спереди, подчеркнутым отделкой, спускавшейся с плеч. Эти линии сходились на талии, таким образом создавая «готическую» форму. Предпочтение лифа, сидящего плотно по фигуре, надевавшегося на тугой корсет, подчеркивало подавление физической активности. Новый способ вшивания рукава делал невозможным поднять руку выше, чем под прямым углом. Подобное платье, с застежкой из крючков и петель сзади, требовало помощи горничной или сестры при надевании и символизировало ladylike зависимость от окружающих.


Иллюстрация, показывающая конструкцию лифа (слева вверху).

Лиф всегда был на подкладке и с костями, с тремя косточками, расходящимися веером, в центре, и двумя по бокам, достигавшими подмышек. Подкладка была «укреплена» грубыми лентами, вшитыми вокруг талии внутри, к тому же, иногда такие ленты пришивались на спине и завязывались вокруг талии. Иногда подкладка имела свои собственные крючки и петли, который теперь делались из металлической проволоки. В подобные лифы иногда вшивались прокладки из шерсти, которые служили для зрительного увеличения груди.


В то время было модно быть очень худенькими и гибкими, и поэтому девушки практиковали похудение, чтобы иметь талию в 18 дюймов, следовательно, естественные линии тела часто надо было скрывать или модифицировать.

В ранние сороковые появляются резиновые или кожаные «dress protectors». (Согласно The Complete Costume Dictionary by Elizabeth J. Lewandowski - нашивки в виде полумесяцев, вшивавшиеся подмышкой для предотвращения появления пятен от пота).

Следующей новинкой были платья с двумя лифами, один из которых был «дневным», а другой «вечерним», которые прикреплялись к поясу юбки. Кроме этих случаев, лиф и юбка всегда были сшиты.

Поскольку рукава и лиф были очень плотными, они сковывали движение. Даже бальные платья, открытые на плечах, выглядели закрытыми с их тугими корсажами. Плечи и грудь производили впечатление мраморных изваяний, оставаясь холодными и неподвижными памятниками добродетели.



Бальное платье 1840 г.



Бальное платье, 1842 г.

К юбке было приковано особое внимание. Используется т.н. Cartridge pleating. Смысл заключался в том, чтобы заложить складки таким образом, чтобы придать юбке форму колокола. Этому способствовало использование турнюра. В юбках из тяжелых материалов в начале десятилетия часто использовались подкладки из шерсти между платьем и подкладкой позади бедер, чтобы усилить эффект турнюра. Во второй половине сороковых использовалась плоская плиссировка.

Юбка (кроме случаев легких летних материалов), была непременно с подкладкой из плотного льна, или же, в случае вечерних платьев, тонкого муслина. Зимние платья часто имели подкладку из фланели. В дневных платьях из плотных тканей край юбки отделывался шнуром.

Внешний карман для часов, спрятанный в складках на талии используется наряду с большими внутренними карманами.

К концу периода полутрены обычно использовались для вечерних платьев, однако немногочисленность подобных нарядов свидетельствует о том, что эта французская мода не пользовалась особенной популярностью в Англии. Разумеется, английские журналы давали представление о французской моде, однако это вовсе не значит, что ей непременно следовали. Так, платье-редингот, столь распространенное во Франции, вовсе не так часто встречается в Англии, лишь три платья из тридцати имели такой фасон.

Также важно то, что плотно облегающий корсаж сочетался со свободными деталями, спадавшими с плеч, покрывавшими переднюю часть платья и спускавшимися до талии. Количество таких экземпляров в Англии означает, что этот фасон был куда более часто использовавшимся, чем то освещалось в модных статьях.


Следует заметить, что следование модным образцам во всех подробностях встречалось не так уж часто. Английские женщины часто пытались смягчить некоторые яркие детали, сделать их более компромиссными. В конце десятилетия укорачивание юбки спереди, оставлявшее видными ноги, свидетельствует о том, что женщины стали чаще выезжать и больше гулять.

Казалось бы, женщины в сороковые годы девятнадцатого века должны были представлять из себя памятники целомудрию и спокойствию, кажется, что они были совершенно равнодушны к своей сексуальной привлекательности. Однако это не так. Огромный арсенал из пудры, румян, всевозможных притираний и красок, искусственных волос и накладок для груди, подушечек и турнюров, капель для усиления блеска глаз и щипчиков для бровей, освежителей дыхания и духов, средств для депиляции и зубных порошков - все это едва ли вяжется с пуританством.

На самом деле, достаточно одного взгляда на платья, чтобы увидеть, какой сильный посыл привлекательности они несут в себе. Основной смысл был в цвете. Простые цвета больше не были в моде и не считались признаком хорошего вкуса, они, напротив, считались вульгарными. Искусство окраски тканей достигло своей вершины, даже сегодня сохранившиеся образцы сохраняют свою яркость. Удивительно, что эти натуральные красители, которые были заменены на анилиновые только в шестидесятые годы девятнадцатого века, являются такими стойкими. Двух, трех и четырехцветные ткани были в моде. К тому же, цветовое разнообразие достигалось путем окраски разных.

Яркие, но гармонизирующие между собой цвета в наряде были очень популярны. Так, лиловое платье вполне могло носиться с ярко-зеленой накидкой, лимонно-желтыми перчатками и шляпкой, и это считалось прекрасным сочетанием. Смысл был в том, чтобы все детали туалета были определенных оттенков. Не могло быть смеси холодных и теплых оттенков. Например, встречается следующее описание: «малиновое оперное платье, со светло-голубой накидкой и светло-зелеными перьями в волосах» или «платье для визитов из бледно-зеленого атласа, накидка из лилового и розового шелков, белый шелковый капот с лиловой отделкой» или «костюм для прогулок: платье из серо-коричневого шелка, накидка ярко-рубинового бархата, шляпка зеленого бархата, отделанная розоватым шелком».


Обеденное платье, 1840 г.

Можно сказать, что существовал определенный контраст между сдержанностью формы и яркостью, разнообразием использовавшихся цветов, что придавало пуританским статуэткам вид расписного фарфора.

Женское платье сороковых годов девятнадцатого века было наиболее артистичным и экспрессивным в этом столетии. Оно выражало попытку сохранить традиционные ценности, соответствовало мужским представлениям о необходимой женской пассивности и основной целью женщины было представлять из себя образец домашних добродетелей.

Ну и напоследок немного платьев. (В интернете выложено огромное количество fashion plates того периода и фото реальных исторических нарядов, т.к. их сохранность в разы лучше, чем ампирных платьев, буду выкладывать постепенно, на уникальность контента особой надежды нет, но, надеюсь, еще раз взглянуть на эти наряды вам будет приятно и интересно, уж больно они красивые))
Платья 1840-х гг.
1.



2.


3.


4.



5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.




14.


1841
15.


1841
16.


1841-45
17.


1841-46
18.


1842
19.


1842
20.



1843
21.


1841-45
22.



1844
23.


1845
24.



1845
25.


1845
26.



1845-46

27.


1845-49
28.


1848
29.


1849

UPD: по поводу т.н. картриджных складок. Сами складки, разумеется, не были новинкой, они использовались и в эпоху ампира и даже ранее. Речь идет о том, что именно в сороковые годы XIX столетия их начинают использовать в юбках такого типа для придания им колоколовидной формы, и они получают относительно широкое распространение.

Ссылки на источники картинок.
http://romantichistory.blogspot.ru/2011/12/1840s-dress-progress-kinda.html
http://insearchofchickenpotpie.blogspot.ru/2011/04/1840s-fashionista.html
http://www3.fitnyc.edu/museum/arbitersofstyle/brocadesilktaffeta.htm
http://retrorack.blogspot.ru/2013/02/then-now-white-wedding.html
http://omgthatdress.tumblr.com/page/1032
http://pinterest.com/ravenclawwit/vintage-fashion-early-victorian-1840-1859/
http://www.livemaster.ru/topic/214253-dinner-dress-ili-chto-nadevali-k-uzhinu-v-xix-veke?vr=1&inside=0

Англия, 1840

Previous post Next post
Up