Турция 1876-1888

Feb 25, 2009 11:40






Такой комментарий оставила jessicalee88.

Пришлось поискать. На сайте Министерство культуры и туризма Турции пишут:

"Дочь придворного доктора Исмаил Паши, композитор, поэтесса и писательница Лейла Саз (1850-1936 г.г.) являлась очевидцем конца Османской империи и начального периода республики. Прожившая при дворе таких султанов, как Абдульмеджит (1839-1861 г.г.), Абдульазиз (1861-1876 г.г.), Мурад V (1876 г.), Абдульхамид (1876-1909 г.г.), Мехмед Решад V (1909-1918 г.г.), Мехмед Вахдеттин VI (1918-1922 г.г.), Лейла Саз в своих воспоминаниях пишет, что женщины носили просторные фераджи прямого покроя с белой в горошек подкладкой из ткани, называемой «сандал». А о чадре она говорит следующее: «Часть чадры, называемая «ичлик», шириной в одну пядь, украшенная по углам кружевами, сложенная в четыре, закрывала лоб, виски и головной убор, завязывалась на затылке. Другой конец в сложенном виде спадал до пояса. Другая часть повязывалась поверх ичлика и закрывала все лицо, оставляя открытым только глаза. Гостья, не собиравшаяся остаться на ночь, снимала чадру и фераджу и оставляла на голове ичлик».

В последней четверти XIX века после 1872 года помимо фераджи начали носить паранджу. Этот вид одежды, заимствованный у сирийских женщин, скрывал лицо под тонкой прозрачной вуалью. Лейла Саз говорит, моду на этот наряд ввели женщины, прожившие долгое время в Аравии.

Находившийся в 1874 году в Стамбуле известный итальянский писатель Эдмондо де Амичис (1846-1908 г.г.) об изменениях говорил следующее: «Иностранцы, наслышанные об ограниченных правах турецких женщин, видя их на улице, испывали изумление. Видевший женщин, одетых в фераджу и чадру, иностранец думал, что это маски, или монахини, или полоумные... Все знали, что такое чадра: белое покрывало, состоящее из двух частей, одна из которых закрывала лоб и завязывалась на затылке, а вторая - нижнюю часть лица. Хотя этот убор из тонкого прозрачного тюля, оставлял открытым только глаза, когда его не затягивали туго, позволял различать все лицо, шею, уши и хотоз, украшенный перьями и цветами по европейской моде, которые носили сторонницы реформ. Сейчас происходит процесс обратный тому, при котором девушки должны были носить чадру туго завязаной, а пожилые женщины могли приоткрывать лицо. Теперь молодые и тем более красивые показывают себя во всей красе, а старые, чтобы скрыть это, тщательно зарывают лицо чадрой. Фераджа представляет собой длинное просторное одеяние с пелериной, лишенное всякой изящности. Зимняя сшита из сукна, а летняя из шелка. Хотя фасон не меняется, они предпочитают яркие цвета, такие, как зеленый, красный, оранжевый и т.п. Даже если они закрыты фераджой, как будто надели на себя мешок, чадру они повязывают до того искусно, что некрасивые могут показаться прекрасными».

В 1889 году за несоответствие нормам одежды султан Абдульхамид Второй (1876-1909 г.г.) запретил носить фераджу, а вместо нее надевать паранджу, но после того, как были схвачены мужчины, пытавшиеся проникнуть во дворец в этой одежде, был издан указ, запрещавший женщинам носить паранджу. Причиной этого указа стал случай, произошедший 2 апреля 1892. Султан, возвращаясь после пятничного намаза из мечети Тешвиккие, обратил внимание на женщин в парандже, необычно стянутой поясом, их лицо скрывала тонкая вуаль черного цвета. Падишах нашел этих женщин не достаточно одетыми, и так как их одежда напоминала траурную одежду женщин, не придерживавшихся ислама, в нем пробудилось подозрение в том, что они не мусульманки. Текст указа, вышедшего впоследствии, звучал так: «Нет нужды говорить, что для существования великого Исламского государства, все действия мусульман, мужчин и женщин, должны соответствовать нормам шариата, в противном случае, храни нас Аллах, каждый человек и государство в целом понесут материальный и духовный ущерб. Вследствие чего женщинам, придерживающимся ислама, следует одеваться в соответствии с правилами, данными Всевышним, без каких-либо напоминаний и указов. Паранджа не считается походящей одеждой для мусульманок, так как ее используют мужчины, чтобы обманным путем проникнуть в опеределенные места. Известен случай, когда вооруженный мужчина, скрываясь под паранджой, проник в дом, где, напугав хозяйку, совершил ограбление. Также это наносит тяжелый удар по чувствам религиозных людей. Поэтому указом падишаха запрещается носить паранджу».

В XIX веке отличие одежды женщин, не придерживающихся ислама, от наряда мусульманок заключалось в цвете обуви."

Турция, 19 век

Previous post Next post
Up