Меня там очень любили. Не то чтобы меня в Москве все ненавидели ) Но... там я стала практически родным человеком.
Для них то, что люди из Москвы ездят, пишут, как-то помогают, скорее удивительно. Чего я только не наслушалась про золотое сердце и т.п. А на самом деле все просто. Три года назад мы с Настей приехали в музей - а шел дождь, и автобус нескоро. Тогда Анастасия Федоровна нас приютила, чаем напоила, специально чего-то вкусного купила. Вот и все. Что золотого ответить добром на добро?
Сейчас у нее в гостях дочка и внучкой, так внучка на мне просто висла. Мы гуляли, рисовали, книжки рассматривали. Потом бабушка передала ее слова: "Я Олю полюбила" )
Молчаливая кошка Вита вдруг пришла ко мне ластиться и урчать. Даже Рекс признал за "свою" (еще до того, как я его оладьями кормила)) Когда мы с Инной гуляли, он бегал рядом.
Было настоящее ощущение праздника.
Мы с Ольгой и Инной шли с букетом тут же срезанных пионов, чтобы положить их к памятнику. По дороге Ольга рассказывала, как мама стирала, а рядом лежал листочек с текстом - она учила экскурсию. Естественно, дочка тоже наизусть знала про "хочется вздохнуть воздухом родины" (навязшее в зубах, наверное)).
Город был оживленным. Рядом с музеем была ярмарка - с едой, разными сувенирами, народными промыслами. Люди с интересом на все это глазели. Фотографировались с барышнями в костюмах, слушали народный ансамбль. Меня умилило, как в какой-то русской песне проигрышем шло "семь сорок") И принимали, надо сказать, замечательно, приплясывали.
Пока местное руководство возлагало цветы и бродило по ярмарке, я знакомилась с сотрудниками музея. Впрочем, "знакомилась" - это не совсем верно, их имена я узнала позже. А меня представляли так: один человек стоит рядом со мной и обращается к другому: "Как ты думаешь, кто это?" - "Не знаю" (логично!) - "Нет, ну ты подумай" *после некоторого молчания* "Это Оля Бычкова!" - "А, Оля!" И тут наступала бурная радость :)
Когда руководство набродилось, его ждала театрализованная экскурсия. К сожалению, не сильно она ему была нужна (чиновники то переговаривались, то в другие комнаты уходили), но сама идея очень неплохая. Там в разных комнатах разыгрывались небольшие сценки: родители Белинского общались между собой, читали письмо Висяши, поздравить с именинами заходила его учительница Ципровская. Еще была Акулина, девки за работой (с ними кухня гораздо живее смотрится), а маменька угощала гостей (т.е. экскурсантов) блинами и пирогом. Евгений Николаевич эту экскурсию тоже слушал, все время что-то спрашивал и временами очень классно подыгрывал как Висяша. ) Все бы хорошо, но за счет такой формы экскурсия потеряла в информативности. Наверное, должен быть еще человек, который помимо сценок будет что-то рассказывать. Но вообще они молодцы. Разработана экскурсия на английском (для Стоппарда, наверное))), была специальная программа "Белинский и музыка". И меня очень удивило, что "ночь в музее" тут востребована.
На территории музея была выставка детских рисунков, продавались поделки, сувенирная продукция. Купила за 5 рублей книжку про Огарева в Пензе )
В доме купца Артюшина открылся первый этаж (говорят, он давно открыт, но в предыдущие приезды туда не пускали). Часть экспозиции - краеведческая, часть - картины.
На втором этаже застала ЕН. Он, как потом выяснилось, задавал много вопросов, и Анастасия Федоровна его еще раз по дому провела. А "Я в мире боец" посмотрели совсем бегло - надо было идти на торжественную часть. Но трость рассмотреть он успел (прикинул на пальцах размер), афишу подписал и автографы страждущим дал.
В здании администрации были речи (и, в принципе, неплохие), раздача благодарностей разного уровня, и все это постепенно перетекло в концерт. Выступали солисты пензенской филармонии. Бас еще туда-сюда, на "Блохе" народ веселился, но сопрано - просто повеситься! Мои уши никто так не терзал "Соловьем". И то ли пианино было не очень настроено, то ли концертмейстер подкачала... В общем, музыкальная часть была не самой удачной. Еще забавно было слышать, что исполнят произведения "того времени". Звучавшие Мусоргский и Чайковский родились в 1839 и 1840 годах соответственно.
ЕН читал монолог (прямухинский, совмещенный с "чаадаевским"). Во время торжественный части он не сидел в зале, а стоял в дверях, чтобы потом взбежать на сцену, как Лоренцо, побыть Белинским и убежать. От речей он отказался. А читал очень хорошо, по-моему. На "глухомани" зал понимающе смеялся.
Потом была часть неофициальная. Пока Евгений Николаевич давал интервью, в конторе накрывали столы. Нет, как-то слишком громко это звучит - просто открывали огурчики, резали овощи, приносили сыр. Места там немного, поэтому люди клали чего-нибудь на тарелку, и выходили на свежий воздух. Очень хорошо было сидеть на крыльце, но комары есть не только в Прямухино )
Постепенно люди уезжали, оставался более узкий круг. В соседней комнате организовали чай. ЕН, как почетный гость, резал именинный пирог) Он рассказал, что поселили его в 11 номере, хотя планировали в другом. Литературное общество он там, наверное, не организовывал, но все впечатлились. Начали искать дальнейшие совпадения и, конечно, нашли: любовь к собиранию грибов в детстве и к гречневой каше))) Сидели, разговоры разговаривали. Если бы не один перебравший товарищ, было бы совсем хорошо.
Там была атмосфера любви. К музею, к его герою, друг к другу. Меня уже звали дочей и все время старались накормить ) А я бегала с Машей за колонкой для синтезатора, т.е. как будто я часть этого организма.
ЕН сказал, что хорошо было бы снять документальный фильм про работников музея. Он прав. Все они по-своему уникальны, и могла бы получиться интересная история...
И сам ЕН большой молодец. Он подарил людям праздник - я не знаю, что может быть дороже.
А вечером был салют. Недолгий, наверное, это свадьба гуляла, но было красиво. Я и Инна смотрели его из окна.