Денисочка

May 07, 2011 04:37

Именно это слово крутилось в голове на первой части. Сходила сегодня на "Сентиментальные повести". Но я не выношу спектакль в заглавие, потому что не о нем. Прекрасно, что Рустем Фесак откопал эти вещи, но в цельности композиции я не уверена. Мне после "Аполлона и Тамары" "Коза" уже не нужна. Ну, может быть, она дает зрителю посмеяться, расслабиться, актерам - сменить амплуа (те, кто были интеллигентами в 1 части, во 2 - из народа). Но глобально "Коза" ничего не дает. В принципе, об одном и том же, только это более типичный Зощенко с его специфическим стилем, а мне он не слишком интересен. Галибина там хороша, конечно (отдала цветок ей), Девятьяров раскрылся по-новому, но он неровный, не цельный. И если говорить о Денисе, то комические роли - это все-таки не его. Не то чтобы в нем совсем не было юмора (он есть в том же "Коте", в роли Коня) - но это скорей какая-то доля юмора, для характерности недостаточная. Агроном Пампушкин - это (пока?) наметки характера.
Баландин, по моему мнению, лирик. Отсюда чтение стихов (жалко, что эти программы свернули!), неоднозначный, но зацепивший меня "Человек с Атлантики" - моноспектакль о любви. И как-то потихоньку в нем прибавляется темперамента. Меннерс Меннерсович это показал :) А тут - шаг еще дальше.
У Зощенко об Аполлоне сказано так: "...в достаточной мере красив и даже изыскан. От лица его веяло вдохновением и необыкновенным благородством". Поэтому, конечно, играет Баландин. В РАМТе все сплошь талантища, но красавцев там нет. Разве что Суворов, но я его 100 лет не видела. (ЕН может быть красив, но говорить, что он красив в принципе, я бы не стала.) (Но, с другой стороны, и совсем уж страшненьких нет, в отличие от "Сатирикона" :)) Баландин в общем-то тоже не Ален Делон, но стройная фигура, светлые волнистые волосы - самый "принцевый" из имеющихся. Но это внешность роли. А "внутренность"?
У Аполлона 3 этапа в жизни. 1 - он молод, влюблен и легок, летает, кружится в вальсе. 2 - отказ любимой выйти за него, война и скитания (он возвращается в 1920). Война, собственно, за кадром, ее мы не видим, но видим, каким он возвращается. Тут у Зощенко гениальная фраза: "Никто никогда не узнал, какая катастрофа разразилась над ним. И была ли катастрофа? Вернее всего, что ее не было, а была жизнь, простая и обыкновенная, от которой только два человека из тысячи становятся на ноги, остальные живут, чтобы прожить" И 3 этап, когда его, уже легшего на рельсы, подбирают и берут работать на кладбище. Он копает могилы, а потом отдыхает и чувствует теплую землю. По тексту, он обрел покой - "от спокойного, бездумного лица его веяло тихим блаженством". Но в спектакле - по ощущению - это то, состояние, когда уже ничего не чувствуешь. Вопросы больше не мучат - но это уже не жизнь. Он умирает от разрыва сердца.
3 этап в спектакле короткий - может быть, поэтому и нет уверенности, как его понимать. 1 длиннее. Тут робость, движение к счастью, восторг (антраша очень к месту - как еще эту полноту души выразить?). Денис все это играет. Но что он осилит 2 этап, я бы не поверила, если б сначала читала, а не смотрела. Денис это сделал. Светлый красивый мальчик, который ушел за славой - потому что иначе любимая не выйдет за него - и вернулся другим. Вместо элегантного костюма - серая шинель, слишком большая для него (похудел?). Изменившееся лицо. Он пришел и, как блудный сын, пал на колени перед Тамарой - но ей не нужен. "Надеюсь, вы не приняли мой невинный девичий лепет за чистую монету". И никому он не нужен. За 4 года даже тетка забыла о нем и распродала все вещи. От той, прежней жизни ничего не осталось. Вернуть ее невозможно, а что еще? Состояние совершенной потерянности: он понял, что жил не так, но, как надо, не знал. Нищета, мучительные вопросы, на которые нельзя найти ответ и отмахнуться нельзя, они жалят, как оводы. В голове все мешалось и путалось.Приходит письмо от Тамары - она выходит замуж и просит ее не винить. Он идет к ней, чтобы все объяснить - но что объяснить?..  От нее он бежит из города и ложится на рельсы. Желание исхода, покоя. Но стрелочник поднимает его. Ему дают поесть, пристраивают на работу, что дальше - известно. Но в спектакле этот момент удивительный. Вот сидит у поезда группа работяг - стрелочник, умеющий делать сапоги, его жена и, кажется, напарница, сжалившаяся над Аполлоном, с ними - начальник кладбища, крепкий мужик, одетый посолиднее, все время сюрбающий чай. Они едят, пьют, обмениваются комментариями по поводу найденного - а он сидит рядом, но не с ними, не здесь. Кажется, он их не слышит. И жена стрелочника понимает - нельзя его оставлять, сам он никуда не пойдет. Даже когда заведующий кладбищем зовет его, он реагирует не сразу. Тому приходится вернуться за ним. И уже тогда Аполлон бредет следом.
Эта часть спектакля - страшная и пронзительная. Что делать, когда жизнь потеряла смысл? И это необратимо. А совсем недавно он был, человек мечтал и был счастлив. Где ошибка? В чем катастрофа? "Жизнь, простая и обыкновенная..."

РАМТ

Previous post Next post
Up